Журнал, посвященный вопросам непрерывности бизнес-процессов,
профилактике возникновения и урегулирования кризисных ситуаций на предприятии.

Распространяется вместе с научным журналом «Стратегические решения и риск-менеджмент».



Новости

15.10.2018
24 октября 2018 года в Москве состоится XIV Russia Risk Conference 2018

15.10.2018
Форум стратегов откроет диалог Алексея Кудрина и Максима Орешкина

15.10.2018
Внутренние аудиторы и контролеры обсудили свое будущее в условиях перехода на цифру

09.10.2018
120 спикеров, 30 мероприятий, 15 форматов работы:XVII Форум стратегов готовится встретить гостей

08.10.2018
Форум RAEX-600: инвестиции крупнейших российских компаний находятся на минимальном уровне

04.10.2018
Более 50 экспертов из 17 стран приедут на Форум стратегов в Санкт-Петербург

03.10.2018
Специалистам НПО «КРИПТЕН» вручены награды Оптического общества имени Д.С. Рождественского

28.09.2018
Авторы малазийского экономического чуда выступят на Форуме стратегов в Санкт-Петербурге

25.09.2018
RAEX (Эксперт РА): диджитализация и госзаказ – ключевые векторы развития рынка факторинга

25.09.2018
Пост-релиз юбилейного Международного Форума «Управление рисками в России»





  О журнале


  Издатель


  Подписка


  Сотрудничество


  Свежий номер


  Архив номеров

 

 

 

 

 

 

ВЭФ-2017: Дальний Восток создает новую реальность

За последние три года промышленное производство на Дальнем Востоке выросло на 8,6 процента, что опережает средние показатели роста по Российской Федерации

Дальний Восток в последнее время рассматривается многими экспертами как новое экономическое пространство, которое дает стимул экономическому росту России, способствуя развитию взаимоотношений между странами Азии и Европы. Это подтверждает ежегодный Восточный экономический форум.

Третий Восточный экономический форум состоялся 6–7 сентября 2017 года во Владивостоке под девизом «Дальний Восток: создавая новую реальность». В рамках форума были проведены 83 мероприятия, затрагивающие настоящее и перспективное развитие не только самого Дальнего Востока, но и сотрудничество с соседними странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Владимир Путин  и Мун Чжэ Ин

Манящий регион

– За три года на Дальнем Востоке создано новое экономическое пространство, – заявил в ходе открытия ВЭФ заместитель председателя правительства Российской Федерации – полномочный представитель президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. Юрий Трутнев– Девятнадцать федеральных законов, 72 акта правительства, института развития – это основа новой модели инвестиционной привлекательности Дальнего Востока, которая является одной из лучших в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Такую оценку дают создатели 837 инвестиционных проектов, которые работают на Дальнем Востоке. Среди них инвесторы из Японии, Республики Корея, Китая, Вьетнама, Индии, Австралии и других стран.

Это подтвердили и главы государств – участники ключевого события форума, пленарного заседания «Дальний Восток: создавая новую реальность», в ходе которого выступили президент Российской Федерации Владимир Путин, президент Республики Корея Мун Чжэ Ин, президент Монголии Халтмагийн Баттулги, премьер-министр Японии Синдзо Абэ.

Владимир Путин подчеркнул, что развитие Дальнего Востока – это неотъемлемая часть мер по повышению конкурентоспособности России.

– Динамичный рост, обновление этого региона – в числе наших безусловных приоритетов, важнейшая часть стратегии по наращиванию конкурентоспособности России, ее экономики и человеческого капитала, – отметил президент РФ, добавив, что в последние годы власти «сконцентрировали на Дальнем Востоке значительные финансовые, организационные ресурсы». Развитие региона уже дало свои результаты: за последние три года промышленное производство на Дальнем Востоке выросло на 8,6 процента, что опережает средние показатели роста по Российской Федерации; валовый региональный продукт поднялся на 4,2 процента.

Участники пленарного заседания выразили свою заинтересованность в активизации сотрудничества с Россией. Премьер-министр Японии С. Абэ отметил, что за год в отношениях между РФ и Японией сделано то, что не удавалось последние 70 лет. Президент Монголии Х. Баттулга сказал, что развитие сотрудничества с Дальним Востоком России имеет ключевое значение для получения Монголией доступа к морям и для монгольского экспорта продукции.

Ускоренное развитие Дальнего Востока требует консолидации всех имеющихся ресурсов. Еще два года назад президент РФ дал поручение по обеспечению приоритетного характера финансирования Дальнего Востока в рамках деятельности государственных компаний. Они должны согласовывать с Минвостокразвития России свои плановые и программно-целевые документы на территории Дальнего Востока. Решение направлено на синхронизацию планов развития Дальнего Востока, которые есть в госпрограммах и программах госкомпаний.

В настоящее время ПАО «Газпром», ПАО «НК «Роснефть»», ПАО «Транснефть», ОАО «РЖД», ПАО «РусГидро», ПАО «ФСК ЕЭС» уже участвуют в реализации таких стратегических проектов, как строительство Амурского ГПЗ, Восточного нефтехимического комплекса, создание судостроительного комплекса «Звезда», модернизация БАМа и Транссиба, новых электростанций и линий электропередачи.

Традиционно в Дальневосточном регионе именно государственные компании являются катализатором экономических процессов и позволяют реализовывать проекты, имеющие общегосударственное значение.

Председатель правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер отметил, что для «Газпрома» восточное направление – приоритетное. По словам Алексея Миллера, компания планирует ввести в эксплуатацию Амурский газоперерабатывающий завод в мае 2021 года, который претендует на роль мирового лидера – проектная мощность предприятия составит 42 млрд кубометров газа в год. Еще раньше, в декабре 2019 года, будет сдан магистральный газопровод «Сила Сибири», благодаря чему удастся провести масштабную газификацию Амурской области.

При реализации крупных частных и государственных инфраструктурных объектов на ДВ основной задачей станет оптимизация бюджетных расходов. На сессии «Как обеспечить приток частных инвестиций в развитие инфраструктуры Дальнего Востока?» говорили, в частности, о том, что в восьми из девяти субъектов ДФО реализуются 324 проекта ГЧП с объемом частных инвестиций 57 миллиардов рублей. При этом потребность привлечения дополнительных инвестиций в развитие и модернизацию общественной инфраструктуры Дальнего Востока исчисляется сотнями миллиардов. По оценке экспертов, частный капитал, доступный для финансирования инфраструктурных проектов, составляет порядка 700 миллиардов рублей. Но зачастую инвесторы пренебрегают механизмом ГЧП ввиду дефицита грамотно структурированных проектов. Сегодня только 15–20 процентов проектов ГЧП доходят от стадии идеи до стадии реализации. В первую очередь, это связано с низкой предпроектной подготовкой, которая требует высоких финансовых и трудовых затрат. В результате перспективные проекты, имеющие огромное значение для региона и потенциально интересные для инвесторов, так и остаются на бумаге. Участники этого процесса говорят, что необходимо несколько составляющих для того, чтобы такие проекты стали успешными. Например, разработка национальной программы развития инфраструктуры и создание условий и механизмов для притока инвестиций в инфраструктуру.

– Чтобы правильно осуществлять распределение, в том числе и государственных ресурсов в виде средств государственной поддержки, субсидиарной поддержки, налоговой поддержки, финансовых, не монетарных видов поддержки, надо хорошо оперировать балансами – товарными, материальными, энергетическими, людскими, транспортными потоками и т. д. – нужен постоянно обновляющийся мониторинг этих потребностей, – сказал заместитель председателя, член правления госкорпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» Петр Золотарев.

Стоит отметить, что на формирование на Дальнем Востоке условий ведения бизнеса, конкурентных с ключевыми центрами АТР, и привлечение в макрорегион частных инвестиций нацелены территории опережающего развития (ТОР) – обособленные производственные площадки, в которых государство за свой счет создает необходимую инвесторам инфраструктуру, предоставляет им налоговые льготы и необходимые государственные услуги в упрощенном порядке. С 2015 года создано 17 ТОРов, с участием капитала из России, Китая, Японии, Австралии, Сингапура и других стран; в них реализуется более 300 инвестиционных проектов, создано 20 новых производств.

И все же для эффективного развития этих проектов нужна большая поддержка государства.

– Мы ждем введения механизма гарантирования поручительства со стороны Корпорации развития Дальнего Востока возмещения НДС, – сказал гендиректор ООО «Индустриальный парк «Парус» Денис Грось. – Этот регламент запущен в работу, надеемся, что в ближайшее время он будет принят.

Из предложений, которые пока не реализованы, он отметил субсидирование процентных ставок по кредитам – по аналогии с программами, реализуемыми, например, Минэкономразвития или Минпромторгом.

Дальний Восток является своеобразными воротами в Азию, которая с каждым годом становится все более самодостаточным, закрытым снаружи и открытым внутри рынком, через который и другие страны могут в него войти. На сессии «Ворота России в Азию: Дальний Восток в интеграционных инициативах АТР» участники рассуждали о том, что региону важно действовать в сотрудничестве с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) по двум международным направлениям работы: сопряжению ЕАЭС и концепции «Один пояс, один путь» и заключению соглашений о свободной торговле с партнерами в АТР. Дальний Восток – тот регион России и Евразийского союза, который непосредственно находится в АТР, и учет его интересов необходим при выстраивании долгосрочного формата отношений со странами региона.

Игорь ШуваловКак отметил первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов, возможности Дальнего Востока велики и конъюнктура хорошая.

Участники дискуссии согласились, что необходимо развивать не только само сотрудничество с иностранными партнерами, совершенствовать интеграцию торгового регулирования ЕАЭС со странами АТР, оптимизировать тарифную политику импорта-экспорта, а также формировать транспортную инфраструктуру.

– Дальний Восток и, например, регионы японского морского побережья надо связывать паромным и другим морским сообщением, таким образом мы можем сделать ворота в Азию, – предложил губернатор префектуры Тоттори (Япония) Синдзи Хираи.

Эксперты России и стран АТР уверены, что в развитие сотрудничества необходимо также активно вовлекать бизнес.

– Дальний Восток – богатейший регион, это подтверждает факт наличия большого количества инвестиционных проектов, в том числе с участием иностранного капитала, – считает генеральный директор ООО «Нью Технолоджис» Алексей Суворов.

– Десятки стран интересуются Дальним Востоком, и те проценты прибыли, которые зарабатывают наши компании, реализуя проекты, свидетельствуют о том, что они привлекают больше инвестиций, – отметил генеральный директор АО «Корпорация развития Дальнего Востока» Денис Тихонов.

О формировании благоприятных условий для инвестирования говорили также в рамках панельной сессии «Экспортный потенциал Дальнего Востока. Как удовлетворить растущий спрос АТР». Участники дискуссии согласились с тем, что решение этой задачи связано с созданием системы экспорта дальневосточной продукции на быстрорастущие рынки АТР и в первую очередь на те рынки, где потребителем выступает главный экономический класс современной Азии – городской средний класс.

– Конкуренция в АТР очень высокая в разных секторах, в том числе и по сырью, – заявил председатель совета директоров Группы «ЕСН» Григорий Березкин. – Нужно создавать совместные интегрированные производства, тогда мы будем не конкурентами, а партнерами.

Спикеры высказали предложения о целесо-образности формирования комплексной системы поддержки экспорта из регионов Дальнего Востока на государственном и межгосударственном уровнях со снятием различных законодательных, административных, таможенных и пограничных барьеров для дальневосточной продукции.

Современная система менеджмента и качества должна стать частью такой системы.

– Нужно реализовать новую маркетинговую стратегию по разработке, внедрению и продвижению национальных брендов, например «Сделано на Дальнем Востоке России», для повышения авторитета страны, – считает руководитель Российской системы качества (Роскачество) Максим Протасов.

Анна Цивилева– Наращивание экспорта, в свою очередь, требует существенного увеличения пропускной способности железных дорог и портов. Также необходимо соответствующим образом обустроить и таможенные пункты пропуска, – сказала председатель совета директоров Kolmar Sales and Logistics (KSL AG) Анна Цивилева.

По словам партнера и руководителя отдела стратегического и операционного консультирования КПМГ в России и СНГ Алексея Назарова, «больным вопросом» остается и кредитование российского экспортно-ориентированного бизнеса. Мировая практика свидетельствует, что должен быть точечный подход и системность. Для малого и среднего бизнеса, как правило, применяются системные нефинансовые меры. Для крупных компаний чаще используется прямая финансовая поддержка, обеспечивающая рост экспорта страны, и фокусироваться нужно на них.

В экспортном секторе Дальний Восток конкурирует не только с национальными азиатскими производителями, но и с компаниями из США и Европы. Европейские и американские компании активно взаимодействуют с азиатскими партнерами и задействуют весь спектр инструментов своих государств для поддержки экспорта: торговые палаты и экспортно-импортные банки. Они непосредственно инвестируют в информационные системы, налаживают связи с азиатскими контролирующими ведомствами, активно используют азиатских экспертов для консультирования экспортеров, организуют отраслевые и маркетинговые исследования в их интересах.

Используя опыт иностранных экспортных компаний, Российская Федерация должна стать надежным поставщиком продукции на рынки АТР с высоким качеством и высокой степенью готовности.

Азиатское сотрудничество, точнее, новые возможности в этом направлении обсуждали также и в ходе сессии клуба «Валдай».

Участники дискуссии отметили, что, несмотря на существование противоречий и разногласий между странами Азиатского региона, Азия не должна становиться регионом разделения зон влияния и конкуренции группировок государств.

Российская сторона на ВЭФ предложила Японии подумать над перспективным совместным проектом – строительством авто- и железнодорожного перехода между островами Сахалин и Хоккайдо. В планах России и строительство перехода с Сахалина на ее материковую часть. А в реализации проекта «Северный морской путь» и развитии цифровой экономики заинтересованы практически все страны АТР и, возможно, европейские государства тоже. Такие проекты могут вывести международное сотрудничество на качественно новый и высокий уровень.

Действительно, Северный морской путь – кратчайший морской путь из Азии в Европу, и этому «маршруту» было посвящено особое внимание на ВЭФ-2017.

По оценкам специалистов, после 2050 года он станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледового усиления. С учетом этого уже сегодня стратегически верно развивать СМП не только исключительно в интересах вывоза природных ресурсов из Арктической зоны или «северного завоза», но также для осуществления контейнерных перевозок. В 2016 году была разработана модель создания на базе СМП регулярной арктической контейнерной линии. Ниша, в которой перевозки по СМП выгоднее, чем по южному маршруту, – это транзит контейнерных грузов между портами Северо-Восточной Азии (Китай, Япония, Республика Корея) и Северной Европой (Роттердам, Гамбург и другие). Строительство новых мощностей по производству сжиженного природного газа (СПГ) и развитие инфраструктуры в Арктике также приведут к значительному росту перевозок по СМП.

Проблемы, связанные с эксплуатацией СМП, и перспективы его развития обсуждались в рамках тематической сессии «Развитие Северного морского пути. От слов к делу».

По информации Frost & Sullivan, коммерческая эксплуатация СМП сегодня идет полным ходом, в особенности – в западном секторе (от Мурманска до порта Сабетта), где объем трафика уже сопоставим с европейским. Рост грузопотока очевиден уже сегодня и будет увеличиваться. В 2016 году объем перевозок грузов по Северному морскому пути достиг рекордного уровня и составил почти 7,3 млн тонн, что на 35 процентов больше, чем годом ранее.

– К 2022 году объем перевозок достигнет 40 млн тонн, – спрогнозировал первый заместитель генерального директора ПАО «Совкомфлот», вице-президент Арктического экономического совета Евгений Амбросов. – Дальнейший рост грузооборота будет обусловлен вводом новых мощностей по производству СПГ («Арктик-СПГ», «Печора-СПГ») и разработкой нефтегазовых месторождений.

Иностранные компании уже проявляют высокий интерес к использованию Севморпути.

– У Японии два основных интереса, связанных с СМП, – рассказал старший консультант АО «Исследовательский институт Номура, Лтд Синьити Исии. – Это диверсификация транспортных маршрутов между Азией и Европой и развитие энергетической базы. У правительства Хоккайдо есть программа по участию в СМП, и в перспективе Хоккайдо намерен стать воротами в СМП.

Новые возможности для трансарктического судоходства через СМП откроет и сокращение ледового покрова в Арктике. По мере того как лед будет отступать, арктические маршруты будут становиться короче и быстрее.

Среди факторов, сдерживающих развитие СМП, эксперты называют отсутствие контрагента в виде управляющей компании с функционалом. ФГКУ «Администрация Севморпути» выполняет только административные функции, выдает разрешения на право прохода по СМП и в целом имеет ограниченные полномочия в системе российской власти. Как следствие, компании сталкиваются с необходимостью взаимодействовать с целым рядом контрагентов, включая министерства, местные порты, компании, предоставляющие услуги агентирования и бункеринга. Также возникают вопросы, связанные с качеством сервисов «на местах».

Как отметил директор по инвестициям АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта» Василий Грудев, в апреле 2017 года правительство РФ поручило проработать вопросы, связанные с возможностью создания специальной структуры для управления СМП.




Дорогая энергия


Отсутствие полноценного морского сообщения – не единственная проблема, которая может стать серьезным препятствием развития сотрудничества между Россией и другими странами в дальневосточном направлении.

Несмотря на бурное развитие АТР, в этих странах ощущается серьезная проблема в электроснабжении. Частично этот вопрос решается за счет дизельных электростанций, однако высокая стоимость топлива с учетом его доставки приводит к высоким ценам на электроэнергию, а работающие дизели неблагоприятно влияют на экологию. Строительство ЛЭП в регионе экономически не оправданно. В то же время модернизация действующих или создание новых генераций с использованием возобновляемых источников энергии, в первую очередь солнца и ветра, существенно снижает стоимость электроэнергии, сокращает выбросы в атмосферу и является системным решением для удаленных и изолированных территорий. Для России эта проблема существенна: на территориях с децентрализованным энергоснабжением проживают порядка 20 миллионов человек (13,7 процента населения страны). О том, какие меры необходимо предпринять в регионе для реализации потенциала ВИЭ с точки зрения электроснабжения удаленных регионов говорили участники сессии «Возобновляемая энергетика: перспективы энергоснабжения удаленных территорий» и, по мнению экспертов, для решения этой проблемы необходимы условия, а именно: создание оптового энергорынка в регионе, обеспечение гарантий возвратности вложений для инвесторов, создание системы энергохранилищ, которые позволят поставлять излишки энергии в общую сеть.

В странах АТР также ощущается серьезная потребность в энергоресурсах. Во многих странах этого региона именно отсутствие доступа к источникам энергии является тормозом дальнейших высоких темпов развития. Создание гигантских межнациональных энергетических проектов – одна из знаковых тенденций в мире. Подобные проекты помогают выравнивать диспаритет в доступности к энергоресурсам, сглаживают волатильность цен и способствуют политической стабильности и экономическому развитию макрорегионов мира. Для их комплексного внедрения, создания новой конфигурации объединенных энергосистем нужна единая технологическая платформа электрической сети с цифровой трансформацией, стандартизацией и обеспечением нового уровня энергобезопасности. Эти вызовы создают обширное поле для проведения научных исследований в области передачи электроэнергии, создания новых стандартов управления сетью нового поколения, обеспечения интеграции различных источников генерации и «умного» потребителя, кибербезопасности. Наука может стать ключевым драйвером в создании платформы интегрированной энергосистемы Северо-Восточной Азии.

Новый глобальный проект – Азиатское супер-энергокольцо, объединяющее Россию, Китай, Японию, Южную Корею, Монголию, возможно и другие страны, – способен решить многие проблемы устойчивого развития региона и привести к устойчивому взаимовыгодному сотрудничеству не только в сфере энергетики, но и в ряде других областей. Азиатское энергокольцо станет драйвером экономического роста и сотрудничества стран-участниц.

– С этим кольцом связаны наши большие ожидания, – сказал ректор, председатель попечительского совета университета Тюбу, Япония, Ацуо Ииеси, – Строительство данной инфраструктуры для передачи электроэнергии является ключевым вопросом для обеспечения экономического роста, безопасности и мира. Это проект, который объединит все страны региона.

Александр ОсиповАзиатское энергокольцо принесет участникам миллиарды долларов. По мнению экспертов, ежегодная выручка компаний, которые реализуют этот проект, будет составлять 3–4 млрд долларов, экономия японских потребителей может составить до 7 млрд долларов в год, – так считает первый замминистра по развитию Дальнего Востока Александр Осипов.

И вновь эксперты заговорили о том, что нужна государственная поддержка и масштабные инвестиции. Есть потребность и в развитии сетевой составляющей, внедрении энергоэффективных технологий, снижении экологических рисков за счет альтернативной энергетики.




В ожидании решений


Темы на ВЭФ из простых проектов трансформируются в межгосударственные стратегии, задача которых так или иначе состоит в том, чтобы оптимизировать мировую экономику. В рамках форума были представлены сотни инновационных проектов в таких сферах, как транспорт и логистика, сельское хозяйство, пищевая промышленность, рыболовство, химическая и нефтехимическая промышленность, добыча и переработка полезных ископаемых, производство строительных материалов, а также инвестиционные проекты в сфере здравоохранения. Общее количество участников ВЭФ – свыше 6000 человек (что почти в два раза больше ВЭФ-2016) более чем из 60 стран, в том числе – 103 главы иностранных компаний. На форуме было подписано 217 соглашений на 2 трлн 496 млрд рублей.

 

Ирина КРИВОШАПКА



 



ООО «Издательский дом «Реальная экономика»
190020, Санкт-Петербург,
Старо-Петергофский пр., 43 45, лит. Б, оф. 4н
Тел.: (812) 346-5015, 346-5016
Факс: (812) 325-2099    E-mail: info@e-c-m.ru

© 2010-2018 Журнал «Эффективное антикризисное управление. Практика»