Журнал, посвященный вопросам непрерывности бизнес-процессов,
профилактике возникновения и урегулирования кризисных ситуаций на предприятии.

Распространяется вместе с научным журналом «Стратегические решения и риск-менеджмент».



Новости

23.01.2019
Внутренний контроль и аудит в России. Эффективный контроль или контроль эффективности?

15.12.2018
НПО «Криптен» на конференции High Security Printing Asia

14.12.2018
XIII Международная конференция «Управление проектами 2018» прошла в Москве

15.11.2018
«Управленческие науки – 2018»: на пути к цифровизации

13.11.2018
На семинаре «Энергетика. Экономика. Общество» обсудили проблемы совершенствования регулирования цен

06.11.2018
14 ноября 2018 года в Москве пройдет XII Ежегодный форум «Будущее страхового рынка», организуемый рейтинговым агентством RAEX

23.10.2018
Семинар «Энергетика. Экономика. Общество»

23.10.2018
Новые технологии «Криптен» на Евразийской неделе

19.10.2018
Сетевые сообщества, нацпроект «Образование», межмуниципальное сотрудничество в системе стратегического управления: повестка ЦСР на Форуме стратегов

19.10.2018
Реализуем Стратегию вместе: эффективная коммуникация власти, бизнеса и общества





  О журнале


  Издатель


  Подписка


  Сотрудничество


  Свежий номер


  Архив номеров

 

 

 

 

 

 

Бизнес под защитой

Эксперты рассмотрели разные виды контроля деятельности компании и пришли к выводу, что, несмотря на некоторые различия, цель у них одна

20 сентября в Москве состоялась Всероссийская конференция «Правовая защита бизнеса: комплаенс-контроль и аудит в компании». Мероприятие, организованное Группой компаний «Агентство социально-экономического развития», оказалось информационно насыщенным и, бесспорно, полезным для бизнес-сообщества, поскольку участники конференции имели возможность не только услышать доклады экспертов по актуальным сегодня темам, но и поделиться опытом, своим видением ситуации относительно развития в компании комплаенс-контроля.

Владимир Балакин

Контроль и надзор: в чем отличия?

Конференцию открыл доклад президента Национальной ассоциации комплаенс Владимира Балакина. Докладчик остановился на различиях между государственным контролем и государственным надзором, пояснив, что первый предполагает принятие мер по предупреждению правонарушений и недопущению вредных последствий, а также выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, их нейтрализации и устранению. Что касается государственного надзора, это функция специальных государственных органов и должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и неуклонным соблюдением законов, иных нормативных правовых актов, осуществляемая по подведомственным данным органам вопросам в отношении неподчиненных им юридических и физических лиц.

– Государственный надзор делится на два вида: административный и прокурорский. Административный находится в зоне ответственности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и единообразным соблюдением, исполнением и применением юридическими и физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления. Особенности такого контроля заключаются в том, что он является разновидностью государственного контроля, а его цель – обеспечение правопорядка и общественной безопасности в сфере государственного управления. Методов осуществления административного контроля несколько: постоянное наблюдение, периодические проверки, востребование и анализ документов, обследование поднадзорного объекта, а также изучение обращений граждан и юридических лиц, публикаций в прессе о нарушениях законности в сфере государственного управления, – комментирует докладчик. – Между тем, стоит упомянуть об отличиях государственного контроля и административного надзора. Так, органы государственного контроля обладают бóльшими правомочиями, чем органы, осуществляющие надзор. При этом контроль осуществляется в отношении конкретных объектов, а надзор может распространяться и на определенный (персонифицированный), и на неопределенный круг объектов. Кроме того, контроль и надзор различаются по методам осуществления: если для надзора характерно постоянное наблюдение, реагирование на жалобы, то арсенал методов государственного контроля гораздо шире.

Спикер отметил, что контрольно-надзорные органы РФ в процессе своей деятельности реализуют разные задачи: с одной стороны, их работа направлена на обеспечение законности деятельности определенных субъектов, с другой – они контролируют данных субъектов для повышения эффективности их существования, выполнения ими определенных функций. Важный аспект – контролироваться могут лишь внутренние подразделения определенных ведомств.

Также докладчик пояснил касательно прокурорского надзора в сфере государственного управления, подчеркнув, что надзорные органы РФ осуществляют свою деятельность для общества с учетом его непосредственных интересов. Работа надзорных органов осуществляется как на основе общеправовых, так и специальных юридических норм, это также говорит о наличии уникальных полномочий у ведомств.

Рассмотрел Владимир Балакин и понятие риск-ориентированного метода, отметив, что он представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и / или используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо к определенному классу / категории опасности.

Это значит, что форма и периодичность государственного контроля устанавливаются с учетом того, насколько тяжелыми могут быть негативные последствия, если компания нарушит обязательные требования законодательства. Например, риск-ориентированный метод применяется при организации и осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых правительством РФ. Так, постановлением № 197 с марта 2017 года федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства внесен в перечень видов надзора, реализуемых именно с помощью этого метода.

Кроме того, эксперт рассмотрел систему комплаенс как противодействие угрозам и эффективный инструмент управления рисками. Он напомнил, что целями внедрения такой системы являются: создание в компании действующих механизмов по установлению и анализу рисков несоблюдения требования, особенно в коррупционно-опасных сферах деятельности; минимизация возможных негативных правовых рисков со стороны контрольно-надзорных и правоохранительных органов в связи с применением последними антикоррупционного законодательства РФ; оценка управления рисками при встрече с коррупцией и обеспечение комплексной защиты от угроз.




Как противодействовать коррупции?


Андрей ХрамкинДиректор Института государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий, к.э.н. Андрей Храмкин говорил про антикоррупционный комплаенс-контроль в государственных закупках.

Эксперт сообщил, что только в 2016 году Генеральной прокуратурой РФ выявлено свыше 300 тысяч нарушений антикоррупционного законодательства; более 70 тысяч должностных лиц наказаны в дисциплинарном порядке; свыше 9 тысяч должностных лиц привлечены к административной ответственности; следственные органы возбудили более 3700 уголовных дел. Всего за коррупционные преступления осуждены 13 183 человека.

В то же время, согласно результатам исследования консалтинговой компании EY Global Fraud Survey 2016, всего около 8 % представителей российских компаний признали, что в их отрасли используются взятки для получения контрактов. Кстати, этот показатель в три раза ниже российских данных из прошлогоднего исследования (24 %) и ниже общемирового показателя (11 %). При этом количество респондентов, назвавших взятки распространенным явлением в российском бизнесе, снизилось почти на треть: с 48 % в 2015 году до 34 % – в 2016‑м. Этот показатель на пять процентных пунктов ниже общемирового показателя и находится на одинаковом уровне с США.

Говоря о сфере применения комплаенса в области противодействия мошенничеству и коррупции в госзакупках, Андрей Храмкин, прежде всего, упомянул о крупных контрактах, которые по отдельным объективным причинам отдаются единственному поставщику (подрядчику / исполнителю). В таких случаях, уверен спикер, можно и нужно предъявлять дополнительные особые требования, в том числе касающиеся и вопросов предотвращения мошенничества и коррупции. Суть таких требований заключается в том, что поставщик должен проводить политику нулевой терпимости к коррупции. То есть не только сотрудники поставщика сами не дают и не берут взяток, но и компания берет на себя ответственность, что все ее поставщики-контрагенты не дают и не берут взяток. Вопрос в том, как реализовать это на практике?

– Универсального подхода нет, но как минимум это отдельное, независимое от оперативного менеджмента подразделение, я имею в виду не службу внутреннего аудита; комплекс внутренних правил и регламентов, регулярные антикоррупционные тренинги сотрудников компании, текущий и последующий антикоррупционный контроль, регулярная оценка этических и антикоррупционных рисков. Между прочим, зарубежный опыт показывает очень высокую эффективность такого подхода, – подчеркнул докладчик.




Фактор, повышающий инвестиционную привлекательность


Любовь Мартынова, Игорь ЛебедевО том, как построить комплаенс-систему и управление комплаенс-рисками, рассказали старший менеджер отдела управления рисками KPMG Любовь Мартынова и партнер KPMG Игорь Лебедев. Их выступление вызвало большой интерес профессиональной аудитории, поскольку затрагивало множество важнейших аспектов. В частности, эксперты рассмотрели систему комплаенс как фактор, повышающий уровень инвестиционной привлекательности и надежности организации, дали рекомендации относительно того, как выбрать наиболее подходящие инструменты для снижения уровня рисков.

Игорь Лебедев подчеркнул, что за последние несколько лет рынок существенно изменился, коснулись изменения и ландшафта комплаенс-функций, ведь традиционно под функцией комплаенс понимается соответствие требованиям законодательства и иных применимых норм и правил (нормативных документов регулирующих органов и саморегулируемых организаций, кодексов поведения, обычаев делового оборота и т. п.). При этом, заметил он, важность комплаенс для крупных компаний неоднократно подтверждена примерами нарушений существующих требований и последующими судебными делами. Эксперт привел реальные примеры – во что обошлось крупнейшим мировым компаниям отсутствие комплаенс-системы: как правило, сумма штрафных санкций по результатам расследования нарушений требований антикоррупционного законодательства, в том числе законодательства США, довольно существенна и говорит сама за себя. К слову, последствия отсутствия системы комплаенс ощутили на себе и некоторые российские компании, которым пришлось заплатить по результатам судебных решений за нарушение Кодекса РФ об административных правонарушениях серьезные штрафы.

Любовь Мартынова в свою очередь рассказала, что в 2016 году КПМГ провела исследование структуры и областей ответственности функций комплаенс в крупных международных компаниях. Среди респондентов было 40 компаний, обладающих развитой системой комплаенс, причем 33 из них имели отдельное структурное подразделение, занимающееся вопросами комплаенс.

– Целью нашего исследования было изучить практику комплаенс в компаниях, в которых эта функция существует не одно десятилетие, и вынести из всего разнообразия форм организации лучшие практики. Кстати, сегодня мы активно используем полученную информацию для повышения качества предоставляемых нашим клиентам услуг по разработке и повышению системы противодействия коррупции и в целом системы комплаенс, – пояснила Любовь Мартынова. – Что касается результатов исследования, все респонденты ответили, что их система комплаенс включает в себя законодательство в области противодействия коррупции; второй по популярности ответ – законодательство в области промышленной безопасности, охраны труда и экологии, на третьем – антимонопольное законодательство.

Также эксперты поделились опытом создания комплаенс-подразделений в компаниях и ответили на вопросы аудитории.




Под разными углами


Ирина БалабановаСовременный взгляд на автоматизацию служб комплаенс-контроля, внутреннего аудита и управления рисками представила директор департамента бизнес-приложений «Диджитай Дизайн» Ирина Балабанова.

Она напомнила о таких видах корпоративного контроля, как: комплаенс-контроль (контроль соответствия внутренним и внешним правилам); управление рисками (выявление рисков и оценка их влияния на бизнес), разработка механизмов управления рисками (и регуляторный контроль текущих рисков); внутренний контроль (операционный контроль деятельности, разработка регламентов и процедур контроля); внутренний аудит (аудит эффективности: управления предприятием; управления рисками; внутреннего контроля; комплаенс-контроля). Все эти виды контроля могут эффективно работать на одном предприятии, тем более цель у них по сути одна, только рассматривается под разными углами. Допустим, тот же комплаенс-контроль призван контролировать риски, связанные с несоответствием, несоблюдением требований законодательства, нормативных документов, правил и стандартов надзорных органов, отраслевых ассоциаций и саморегулируемых организаций, кодексов поведения.

При этом Ирина обратила внимание на предпосылки автоматизации служб контроля, которые, как показывает практика, взаимосвязаны с уровнем зрелости компании. Так, на базовом уровне проблемы выявляются несколько позже момента их возникновения и бизнес-процессы не формализованы, а на передовом – осуществлена автоматизация системы управления рисками и внутреннего контроля, и скорость функционирования высокая.

Также докладчик подробно рассказал о платформенном решении «АВАКОР» (Автоматизация внутреннего аудита, контроля и оценки рисков), разработке компании «Диджитал Дизайн», которое внесено в реестр отечественного ПО. Оно позволяет автоматизировать процессы корпоративного контроля: это инструмент для автоматизации и повышения эффективности внутреннего аудита, контроля и управления рисками; это единая база данных знаний / статистики всех подразделений внутреннего аудита, внутреннего контроля, управления рисками и комплаенс-контроля. Данное решение позволяет контролировать деятельность внутреннего аудита в режиме реального времени, отслеживать полноту выполнения аудиторских процедур, а также стандартизировать отчетность. Кстати, результаты контроля и последующего мониторинга являются исходной информацией для дальнейшего планирования внутренних проверок и контрольных мероприятий любого типа по бизнес-процессам. Такой процессный подход, в свою очередь, дает возможность максимально эффективно и, что немаловажно, контролировать все виды деятельности компании.

Стоит отметить, что выступление каждого докладчика было максимально подробным и содержательным. Немаловажно, что эксперты делились не только теоретической базой, но и давали рекомендации, которые бизнес-сообщество может применить на практике.



Фото автора

 

Елена ВОСКАНЯН



 



ООО «Издательский дом «Реальная экономика»
190020, Санкт-Петербург,
Старо-Петергофский пр., 43 45, лит. Б, оф. 4н
Тел.: (812) 346-5015, 346-5016
Факс: (812) 325-2099    E-mail: info@e-c-m.ru

© 2010-2018 Журнал «Эффективное антикризисное управление. Практика»