Журнал, посвященный вопросам непрерывности бизнес-процессов,
профилактике возникновения и урегулирования кризисных ситуаций на предприятии.

Распространяется вместе с научным журналом «Стратегические решения и риск-менеджмент».



Новости

07.02.2019
Дифракционные защитные элементы НПО «Криптен» на конференции НИИ Гознака

23.01.2019
Внутренний контроль и аудит в России. Эффективный контроль или контроль эффективности?

15.12.2018
НПО «Криптен» на конференции High Security Printing Asia

14.12.2018
XIII Международная конференция «Управление проектами 2018» прошла в Москве

15.11.2018
«Управленческие науки – 2018»: на пути к цифровизации

13.11.2018
На семинаре «Энергетика. Экономика. Общество» обсудили проблемы совершенствования регулирования цен

06.11.2018
14 ноября 2018 года в Москве пройдет XII Ежегодный форум «Будущее страхового рынка», организуемый рейтинговым агентством RAEX

23.10.2018
Семинар «Энергетика. Экономика. Общество»

23.10.2018
Новые технологии «Криптен» на Евразийской неделе

19.10.2018
Сетевые сообщества, нацпроект «Образование», межмуниципальное сотрудничество в системе стратегического управления: повестка ЦСР на Форуме стратегов





  О журнале


  Издатель


  Подписка


  Сотрудничество


  Свежий номер


  Архив номеров

 

 

 

 

 

 

Государство должно стать платформой

Эксперты полагают, что пришло время менять подходы к госуправлению

В последние годы дискуссия о роли государственного управления стала одной из ключевых в повестке дня разных государств. Тем более глобальные вызовы формируют новые требования к государственному управлению. В рамках тематической сессии эксперты «Гайдаровского форума-2018» разбирались, какие стратегические вызовы сегодня стоят перед российской системой госуправления.

Не нужно транслировать «вчерашний» день

– Тема эффективности госрегулирования неисчерпаема.
Если мы попробуем определить самую главную «болезнь», с которой сталкиваются Российская академия наук, Сбербанк, любой регион или государство в целом, окажется, что это проблема управления. Я не знаю ни одной структуры, где люди не ломали бы голову над тем, как улучшить модель управления, как сделать ее гибкой, приспосабливаемой к тому, что происходит в так быстро развивающемся мире, – говорит президент, председатель правления Сбербанка Герман Греф. – Учитывая, что сами по себе государства не гибкие, то придание государственной модели управления гибкости – фундаментальная задача. Впрочем, универсального решения, как это сделать, нет, но, безусловно, нужно использовать лучшие мировые и российские практики. Причем самые лучшие практики в этой области реализует не государство, а бизнес, который вынужден работать в конкурентной среде. Поэтому не помешало бы сделать трансфер лучших практик из бизнеса в государственную систему.

А вот реализацию реформы системы госуправления, по мнению эксперта, нужно начать с уточнения роли государства, которое должно стать своего рода платформой – «фабрикой» по обработке данных.

– Об успехах государства можно судить по количеству правильно принятых решений в общем объеме принимаемых решений. Точность таких решений зависит, прежде всего, от наличия или отсутствия информации, которая, в свою очередь, извлекается из данных. Поверьте, самый большой страх любого менеджера связан с необходимостью принимать решение в условиях неопределенности и отсутствия данных, – комментирует Герман Греф. – Новый подход к государству как к платформе позволит принимать решение, основываясь не на эмоциях или субъективных предпочтениях, а исключительно на анализе больших данных, появилось даже специальное определение – Data driven decision making.

Спикер считает, что простые решения, например, относительно регистрации бизнеса, выдачи свидетельства о рождении или пенсионного удостоверения вскоре будут приниматься без участия человека. Сложные же все‑таки останутся за людьми.

– Долгое время ведутся дискуссии с профессиональным сообществом о том, что такое государство как платформа. Мнения на этот счет расходятся. На наш взгляд, эта платформа должна объединить государство, бизнес, граждан, современные технологии, в частности интернет вещей, чтобы сообща они способствовали наполнению ее информацией. Подобный проект еще не реализован ни в одном государстве, но многие на пути к этому, дальше всех ушел Сингапур, – уточнил глава Сбербанка. – Речь идет о совсем другом подходе к реформе государства, когда не нужно пытаться воспроизводить «вчерашний день», транслируя лучшие образцы того, что сделано в мире, а нужно сразу пойти вперед. Хотим мы того или нет, государство меняет свой облик, становится незаметным и удобным для граждан. А значит, нужно сделать акцент на создании глобальных облачных сервисов, которые умеют справляться с хранением и обработкой огромного объема информации в режиме реального
времени.

Вице-президент Центра стратегических разработок, руководитель направления «Институты и общество» Мария Шклярук добавила: в результате реализации проекта «Государство-платформа» к 2024 году данные 100% государственных информационных ресурсов должны будут быть доступны в реальном времени через программные интерфейсы, а 50 наиболее востребованных госуслуг – оказываться мгновенно.

– Чтобы сделать государство-платформу, кроме единого архитектора и технологической базы потребуется обеспечение очень мощного реинжиниринга всех процессов: проведение межведомственного реинжиниринга процессов, внедрение процессного подхода в государственном управлении, – комментирует представитель ЦСР.




Госуправление как инструмент проведения реформ


С другой стороны, прежде чем строить такую платформу, нужно решить ряд проблем госуправления. Мария Шклярук обозначила основные из них, в частности, отметив, что нередко наименее проработанные и обсужденные решения принимаются быстро, а наиболее подготовленные «тонут» в процедурах согласования.

– Кроме того, складывается впечатление, что для государства тактика превыше стратегии: процедуры целеполагания неэффективны, отсутствует системная работа на стратегические приоритеты. Ко всему прочему, сохраняется старая кадровая система, основанная на личной лояльности, а не на профессионализме, – подчеркнула она. – Еще один важный нюанс касается улучшения условий ведения бизнеса в нашей стране, о чем много говорится с 2004 года. Мы провели анализ того, как Россия продвигалась в различных рейтингах, которые так или иначе оценивают удобство ведения бизнеса и комфортность регуляторной среды. Оказалось, Россия действительно имеет некоторую положительную динамику в Индексе ведения бизнеса (Doing Business) и Индексе глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index), но, например, по показателю качества регулирования в составе Индекса качества государственного управления (Worldwide Governance Indicators) и по регулированию бизнеса в составе Индекса экономической свободы в мире (Index of Economic Freedom) у нас стабильно низкие показатели. Выходит, как бы ни было легко открывать бизнес в стране, это не поможет его хорошему развитию, поскольку уже на следующем шаге он может столкнуться с огромным количеством административных барьеров, – пояснила Мария Шклярук.

По мнению спикера, трансформация госуправления вполне может стать инструментом проведения ключевых реформ, а именно: технологической революции и развития науки; удвоения несырьевого экспорта, без которого не удастся выйти на запланированные темпы роста; снижения доли государства в экономике и многих других. Тогда существует вероятность достижения целей, обозначенных в стратегии ЦСР, которая уже передана в Администрацию президента. Речь идет о росте ВВП на 30%, росте реальных располагаемых доходов населения на 25%, снижении бедности на 25%, стабильном ежегодном экономическом росте на 3,6%, увеличении продолжительности жизни граждан до 76 лет. Аналитики предполагают, что Россия вполне может выйти на данные показатели до 2024 года.


– На наш взгляд, в обозримом будущем должен появиться Центр управления эффективностью госуправления – федеральный орган исполнительной власти, который будет отвечать за внедрение управления по результатам; повышение эффективности госуправления на всех уровнях власти; анализ соответствия функций и задач органов власти стратегическим целям; цифровую трансформацию процессов оказания госуслуг; мониторинг реализации изменений, – резюмировала Мария Шклярук.




Портрет госслужащего стал многогранным


Проректор РАНХиГС, директор Высшей школы государственного управления РАНХиГС Алексей Комиссаров отметил, что только в конце ХХ – начале ХХI века появилось новое государственное управление, которое включало такие аспекты, как клиентоориентированность, межведомственное взаимодействие, проектное управление. Однако сейчас весь мир переходит к новой доминирующей модели – государству как платформе, и эта модель предъявляет иные требования к тем, кто работает в государственном аппарате.

– Переход из века корпораций в век технологической революции ставит перед сферой госуправления много вызовов. В этой связи формируется новый портрет госслужащего – теперь это не скучный клерк, который следует определенным регламентам и ориентирован на процесс, а предприниматель высшего класса, который добивается реальных результатов. Поэтому образовательные учреждения, готовя кадры для цифровой экономики будущего, должны ориентироваться на актуальные требования, – подчеркнул спикер.

По его словам, в настоящее время российские образовательные продукты далеки от лучших мировых практик. Так, сегодня в России при подготовке госслужащих совсем не уделяется внимание развитию таких качеств, как: управление изменениями, клиентоцентричность, сторителлинг (искусство донесения поучительной информации с помощью знаний, рассказов, историй, которые возбуждают у человека эмоции и мышления) и холистический подход. Да, частично развиваются такие качества, как: предпринимательский подход, цифровая грамотность, стратегическое лидерство, инвестиционный подход и ориентированность на результат, но этого недостаточно. К слову, в США и Великобритании у будущих госслужащих развивают все обозначенные умения. Вероятно, дело в том, что в России пока не созрел спрос на таких специалистов.

Алексей Комиссаров отметил: учитывая современные требования к госуправлению (наличие стратегического видения, междисциплинарный подход, бюджетная дисциплина, балансирование приоритетов, структурная устойчивость и интегрированные инновации), портрет современного чиновника должен быть многогранным. Теперь ему не обойтись без системного мышления и эмоционального интеллекта, толерантности к риску и предпринимательских навыков, понимания глобального контекста и навыков кросс-культурной коммуникации, ориентированности на результат и мультидисциплинарности.

– Если мы хотим конкурировать глобально и строить государство как платформу, у нас нет другого выхода, кроме как переобучать нынешних госслужащих или находить новых управленцев. Новая реальность предполагает, что человек должен учиться в течение всей жизни, осваивать разные сферы, однако у наших сограждан сохранилось настороженное отношение к тем же курсам повышения квалификации – для них это как признание, что они чего‑то не знают, а это стыдно и неудобно. Кстати, в чиновничьей среде это особенно ощутимо. Поэтому, на мой взгляд, важно продвигать среди госслужащих простую, но важную идею – учиться не стыдно, стыдно не учиться, – резюмировал спикер.

 

Алена Бехметьева. Фото пресс-службы РАНХиГС



 



ООО «Издательский дом «Реальная экономика»
190020, Санкт-Петербург,
Старо-Петергофский пр., 43 45, лит. Б, оф. 4н
Тел.: (812) 346-5015, 346-5016
Факс: (812) 325-2099    E-mail: info@e-c-m.ru

© 2010-2018 Журнал «Эффективное антикризисное управление. Практика»