Журнал, посвященный вопросам непрерывности бизнес-процессов,
профилактике возникновения и урегулирования кризисных ситуаций на предприятии.

Распространяется вместе с научным журналом «Стратегические решения и риск-менеджмент».



Новости

15.11.2018
«Управленческие науки – 2018»: на пути к цифровизации

13.11.2018
На семинаре «Энергетика. Экономика. Общество» обсудили проблемы совершенствования регулирования цен

06.11.2018
14 ноября 2018 года в Москве пройдет XII Ежегодный форум «Будущее страхового рынка», организуемый рейтинговым агентством RAEX

23.10.2018
Семинар «Энергетика. Экономика. Общество»

23.10.2018
Новые технологии «Криптен» на Евразийской неделе

19.10.2018
Сетевые сообщества, нацпроект «Образование», межмуниципальное сотрудничество в системе стратегического управления: повестка ЦСР на Форуме стратегов

19.10.2018
Реализуем Стратегию вместе: эффективная коммуникация власти, бизнеса и общества

19.10.2018
На встрече «Legal Top» состоялась презентация Ассоциации юристов в сфере ликвидации и банкротства

18.10.2018
На Форуме стратегов обсудят инструменты реализации «Майских указов» президента в сфере образования

15.10.2018
24 октября 2018 года в Москве состоится XIV Russia Risk Conference 2018





  О журнале


  Издатель


  Подписка


  Сотрудничество


  Свежий номер


  Архив номеров

 

 

 

 

 

 

В поисках универсальной экономической формулы

Центральной темой пленарной сессии Московского финансового форума-2018, которая состоялась 7 сентября, стала глобальная повестка экономического развития России. Прежде всего, речь шла о реализации майских указов Президента РФ. Как заявил ранее глава Минфина, источники финансирования определены, а 1 октября ведомство должно предложить план эффективного расходования средств. О том, какие направления выделены в числе приоритетных, на форуме можно было узнать из первых рук. Организаторами мероприятия выступили Министерство финансов РФ и правительство Москвы.


Мониторинг будет жесткий

– Отличие следующей бюджетной «трехлетки» заключается в том, что мы по‑другому подошли к структурированию расходов, определению приоритетов, выделив в структуре бюджета целый ряд программных, проектных позиций – это национальные проекты, которые подчинены достижению национальных целей развития, озвученных президентом в майских указах, – поясняет первый вице-премьер – министр финансов Антон Силуанов. – Таким образом, сейчас есть верхнеуровневые цели развития, национальные проекты, федеральные проекты во исполнение этих нацпроектов и конкретные мероприятия. С точки зрения структуры все четко прописано, определены источники финансирования, и в следующем трехлетнем цикле начнем реализацию задач, поставленных президентом.

Министр уточнил: национальные проекты касаются всех уровней бюджета и всех граждан, поскольку направлены на решение экономических задач (повышение производительности труда, рост экономики) и на улучшение жизни граждан путем предоставления им лучшего образования, лучшего здравоохранения и пенсионного обеспечения.

– Многих интересуют источники финансирования. Мы определились по ресурсной базе, структурировав в расходах бюджета все эти позиции, и каждый из нацпроектов теперь будет четко фиксирован, будет мониториться. Еженедельно собираемся в правительстве для того, чтобы подготовить эти документы. Паспорта проектов в большинстве случаев уже утверждены правительством, до 1 октября будут определены национальные проекты, которые как часть бюджета войдут в бюджетный процесс. Главная задача при разработке этих нацпроектов – четко определить проектный подход, принципы проектного управления и исполнения этих задач. Во-вторых, нужно четко определить сумму денежных средств и назначить ответственных за исполнение задач нацпроектов. В-третьих, как на федеральном, так и на региональном уровне будет осуществляться жесткий мониторинг, чтобы мы видели полную картину хода реализации проектов.

Кстати, если прежде приходилось разбираться с целым набором понятий – «национальные проекты», «национальные программы», «госпрограммы», и некоторые эксперты утверждали, что госпрограммы прозрачнее (они чуть ли не единственные увязывают расходы с целями этих расходов и позволяют отследить, на что в конечном итоге потрачены деньги, а не просто освоены они или не освоены), то в данном случае речь идет именно о национальных проектах. Они, по мнению Антона Силуанова, более четко структурированы, и с ответственных за реализацию этих проектов будет спрос гораздо выше, чем по госпрограммам:

– Сейчас создается система специального мониторинга по достижению каждой цели, каждого мероприятия национального проекта. Такого не было при госпрограммах. При анализе госпрограммы предыдущих шести лет нас спрашивают, почему мы не выполнили норму указа по созданию 25 миллионов новых рабочих мест. Потому что не было четкого целеполагания и исполнения этой задачи. Зато мы выполнили задачу по заработной плате, поскольку по ней все было расписано по субъектам Российской Федерации, по ответственным федеральным министерствам и ведомствам. Спрос с исполнителей был четко структурирован и администрирован. В случае с увеличением числа рабочих мест такого не было. Сейчас обратная ситуация: все цели нацпроектов будут администрироваться в ежедневном формате. Такая система создается и будет реализована уже в следующем году.




Лучшие инвестиции – в развитие


Выслушав министра, мэр Москвы Сергей Собянин высказал мнение, что увеличить зарплату бюджетникам гораздо проще, чем экономические показатели, ведь высокопроизводительные рабочие места и производительность напрямую связаны с ростом экономики.

– Мы проходили через очень тяжелые времена, когда в течение нескольких лет из‑за санкций падали экономические показатели, снижались цены на основные группы нашего экспорта. Для увеличения зарплаты бюджетников Минфину пришлось выискивать резервы, направлять эти деньги на выполнение национальных проектов, связанных с заработной платой. Но для того, чтобы у нас появились высокотехнологичные рабочие места, начала расти производительность труда, нужно сформировать новую экономику. В свое время, когда мы работали над «Стратегией 2020», планировали множество мероприятий, но поставленные задачи оказались сложнее, мы их не решили. Возможно, потому, что не были готовы к серьезным структурным изменениям, – отмечает градоначальник. – Выстраивая приоритеты в Москве, мы понимали: если будем делать упор только на зарплату, то в конце концов источники закончатся. Москва не получает трансферты из федерального бюджета, поэтому стараемся придерживаться подхода адекватного развития, вкладывая инвестиции в развитие экономики, инфраструктуры, далее думаем о расходах по выплате зарплат. К примеру, во время кризиса мы в разы увеличили расходы на инфраструктуру. Нас за это критиковали, говорили: «Что вы делаете?! Лучше потратьте эти деньги на социальную сферу». Если бы мы прислушались, то зашли бы в тупик и сегодня не было бы денег ни на социальную сферу, ни на развитие. А за счет развития мы получили дополнительные доходы, которые позволили сделать серьезные вложения в поддержку здравоохранения, образования и в целом в социальную сферу.

Возможно, дело в том, что московский бюджет более гибкий, изменить структуру федерального бюджета намного сложнее. При этом реальные расходы столичного бюджета (с поправкой на инфляцию) за последние годы практически не выросли. Хотя расходные статьи сопоставимы с 2008 годом, удалось и зарплату поднять, и инвестиции привлечь.

Сергей Собянин призвал задуматься об увеличении концентрации населения


– В 2008–2010 годах активно строились новые дороги и линии метро, город благоустраивался. К слову, сейчас мы получаем немного меньше, чем в 2008‑м, пиковом году, когда были серьезные поступления в региональный бюджет, – говорит Сергей Собянин. – Нами проведена большая работа по оптимизации расходов, повышению их эффективности: с одной стороны – за счет распределения государственного заказа, с другой – за счет выстраивания приоритетов и работы над доходами, причем не только налоговыми, но и неналоговыми, в том числе за счет распоряжения имуществом Москвы, землей, недвижимостью.

Антон Силуанов признал, что в последние годы бюджет Москвы изменился в лучшую сторону:

– Это дало дополнительные ресурсы как Москве, так и всей стране, поскольку Москва – один из основных налогоплательщиков среди регионов для федерального бюджета. Мы использовали опыт столицы при реструктуризации расходов федерального бюджета, в следующие шесть лет будем больше внимания уделять вопросам развития, что даст возможность повысить доходы наших граждан и увеличить доходы бюджета.




Агломерации станут драйверами роста


В середине августа опубликован проект Стратегии пространственного развития России до 2025 года, в котором выделено 14 макрорегионов – в каждом таком регионе обязательно должна быть агломерация, которая станет своего рода центром экономического роста. Антон Силуанов рассказал, какой эффект ожидает государство от подобного регионального разделения:

– В советское время был госплан по созданию зон экономического развития, на их базе развивалась экономика. В этом есть рациональное зерно, потому что основные драйверы роста экономики находятся именно в агломерациях, существующих вокруг крупных городов, и именно там мы видим более высокие темпы роста экономики благодаря повышенной активности бизнеса и населения. Там создаются сферы услуг и сферы для развития бизнеса. С другой стороны, мы не можем сконцентрировать все виды поддержки только в агломерациях – нельзя забывать о сельских территориях и территориях, где нет достаточной экономической базы для создания рабочих мест. Значит, будем искать баланс. Поэтому, делая упор на агломерации, будем развивать там инфраструктуру, вкладывать туда деньги с тем, чтобы обеспечить экономический рост в целом по России, что даст результат для всех субъектов. Параллельно, в рамках Стратегии пространственного развития, будем помогать регионам, которые не попали в эти агломерационные центры: будем строить там дороги, у нас есть целый проект – «Безопасные и качественные дороги», повышать уровень инфраструктуры и, конечно, вкладывать туда деньги для развития социальной сферы.

Модератор дискуссии Николай КорженевскийВ качестве примера была приведена успешно развивающаяся и инвестиционно привлекательная московская агломерация. Вопрос в том, подходит ли такой рецепт пространственного развития для других регионов, ведь, как известно, в Москве более высокие доходы и несколько другая структура потребления. Однако Сергей Собянин уверен: предлагаемая экономическая формула работает одинаково для всех и применима как в Москве, так и в Новосибирске, и в Екатеринбурге.

– Чем больше концентрация населения, тем выше производительность труда. Если мы хотим повышать производительность труда и увеличивать количество высокопроизводительных рабочих мест, то должны задуматься о концентрации населения. Причем речь идет не о скученности, а именно о концентрации: под скученностью имею в виду некомфортные условия жизни агломерации, а под концентрацией – комфортные условия, которые дают синергию развития на небольшом пространстве. Взять, к примеру, водителя автобуса, который везет пассажиров в сельской местности: он проезжает 10 километров и перевозит в среднем 10 человек. В Москве водитель автобуса, проезжая такое же расстояние, везет 50 человек, то есть производительность труда у него в пять раз выше. То же касается всей сферы услуг. Сегодня весь мир идет по пути концентрации, в том числе Соединенные Штаты Америки, Китай и Юго-Восточная Азия. У нас два варианта: либо мы признаемся, что не видим перспективы развития крупных городов и продолжаем развиваться в прежней парадигме, либо делаем акцент на концентрации ресурсов, за счет этого получаем дополнительные доходы из федерального бюджета и развиваем экономику. К тому же появятся дополнительные ресурсы по оказанию поддержки и другим территориям, в частности сельским. Правительство старается правильно расставить приоритеты, определив регионы-флагманы, локомотивы развития, но это не значит, что всем остальным придется рассчитывать только на себя.

Антон Силуанов пояснил: концентрация будет обеспечиваться путем создания новой инфраструктуры, которая позволит связать центры развития с тем, чтобы подстегнуть там экономическую активность. Параллельно будет развиваться инфраструктура в сельских регионах, которые нуждаются в постоянной опеке со стороны государства, чтобы и там можно было оказывать услуги такого же качества, как в крупных городах. Эту задачу призвана решить Стратегия пространственного развития.

– Некомфортный, неблагоустроенный город, в котором плохо работает общественный транспорт, проблемы со здравоохранением, образованием, никогда не будет конкурентным, не сможет привлекать современные инвестиции, – считает Сергей Собянин. – То, что мы делаем в Москве, – не блажь, это стратегия развития города, нацеленная на создание комфортной среды для человека и ориентированная на человеческий капитал. Человеческий капитал – самое главное, что есть в мире, за него надо бороться, и мы это делаем. Иначе ни о какой экономике нового типа не может быть и речи.



Сергей Собянин, мэр Москвы:

– Я не знаю ни одного губернатора, ни одного руководителя предприятия или ведомства, который был бы доволен финансистами. Все считают, что им недодали или дали не на те цели, не столько, сколько нужно, и не в то время. На самом деле все проверяется временем и сложностями, которые мы преодолеваем. В начале «сытых» нулевых Минфин ругали за то, что он концентрировал ресурсы в резервных фондах, в фонде национального благосостояния, а потом, когда наступили сложные времена, все тихо радовались, что у нас оказалась «подушка безопасности», которая дала возможность спокойно пройти кризисы. Для примера можно привести Венесуэлу, которая не делала этого, сегодня там инфляция достигает 1000 процентов. По сути, страна является банкротом. Во многом благодаря Минфину, его ответственной политике с Россией такого не случилось, и мы можем рассуждать о национальных проектах, росте экономики, а могло быть совсем по‑другому.



Фото предоставлено пресс-службой Московского финансового форума

 

Алена Бехметьева



 



ООО «Издательский дом «Реальная экономика»
190020, Санкт-Петербург,
Старо-Петергофский пр., 43 45, лит. Б, оф. 4н
Тел.: (812) 346-5015, 346-5016
Факс: (812) 325-2099    E-mail: info@e-c-m.ru

© 2010-2018 Журнал «Эффективное антикризисное управление. Практика»