Журнал, посвященный вопросам непрерывности бизнес-процессов,
профилактике возникновения и урегулирования кризисных ситуаций на предприятии.

Распространяется вместе с научным журналом «Стратегические решения и риск-менеджмент».



Новости

06.06.2019
«КРИПТЕН» выходит на рынок Латинской Америки

30.04.2019
Восьмая конференция «Повышение эффективности корпоративных бизнес-процессов»

24.04.2019
XVI Международный профессиональный форум "НОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ В УПРАВЛЕНИИ РИСКАМИ – СТРЕМЛЕНИЕ В БУДУЩЕЕ"

19.04.2019
Яркие идеи и надёжные технологии: «Криптен» представил защитные нити на Currency Conference

10.04.2019
На семинаре «Энергетика, экономика, общество» обсудили особенности модернизации российской энергетики

07.04.2019
Новые визуальные эффекты от «Криптен»

26.03.2019
Семинар «Энергетика. Экономика. Общество»

25.03.2019
Защитные нити НПО «Криптен» на конференции The High Security Printing

22.03.2019
Тринадцатая конференция «Корпоративные системы риск-менеджмента»

28.02.2019
VII национальная практическая конференция Внутренний контроль и аудит в России





  О журнале


  Издатель


  Подписка


  Сотрудничество


  Свежий номер


  Архив номеров

 

 

 

 

 

 

Форум стратегов: от национальных целей к частным результатам эффективности

На форуме в Санкт-Петербурге обсудили, кто является стейкхолдерами будущего

В Санкт-Петербурге состоялся XVII Общероссийский форум «Стратегическое планирование в регионах и городах России: стейкхолдеры будущего». Стратегирование уже не воспринимается обществом как теория, государственная инициатива или даже бюрократическая игра. Сегодня эксперты говорят, что стратегия – повод для креатива. В этом году участники познакомились с региональными программами, благодаря которым нескольким регионам России удалось сделать рывок в экономическом развитии, обогнав, казалось бы, стабильно успешные территории.


Форум – основная площадка для конструктивной дискуссии о трендах, ключевых изменениях, лучших практиках в сфере стратегического планирования, проблемах реализации стратегий и комплексных проектов, направленных на развитие российских городов и регионов.

Как отметил научный руководитель форума стратегов, директор Ресурсного центра по стратегическому планированию при Леонтьевском центре, главный научный сотрудник Института проблем региональной экономики РАН Борис Жихаревич, стратегическое планирование придумано для того, чтобы ориентироваться в изменчивом мире, сохраняя стержень – направление движения, которое каждое общество выбирает исходя из своих представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо: «Поэтому философская часть стратегического планирования для меня является весьма важной. Отрадно, что в большинстве стратегий, которые мы видим, эта тема – миссии и ценностей – так или иначе проявляется».

Стейкхолдеры будущего – кто это: отдельные люди или сообщества? По словам Бориса Жихаревича, этот сюжет недавно стал предметом бурных обсуждений в научных кругах. В том числе была высказана очень интересная гипотеза. «Это предположение, что время единоличных лидеров – типа Джавахарлала Неру или Мартина Лютера Кинга, уходит, а на смену приходит лидерство сетевых сообществ, – рассказал Борис Жихаревич. – На самом деле в сетевых сообществах тоже всегда есть лидеры. По-моему, лидерство ─ это неотъемлемая характеристика человеческого общества. Сетевые сообщества играют все более заметную роль в инновационных процессах. И просто сообщества активных людей, например дружественное нам движение «Живые города», наращивают свое влияние на развитие города».

За два дня на площадке форума было проведено 38 мероприятий в 15 форматах, в которых приняли участие более 1000 человек. Среди 270 докладчиков были представители федеральных органов власти, международного экспертного сообщества, руководители региональных и муниципальных органов власти. На форуме собрались представители более 60 субъектов Федерации. Традиционно Форум стратегов принял большую делегацию иностранных экспертов, которых в этом году было более 100 человек из 30 стран.

Два стержневых направления были представлены на форуме в этом году. Первое – механика стратегирования, в рамках которого участники обсуждали вопросы о том, что удалось сделать за четыре года действия 172‑ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Второе направление включало в себя содержание стратегий: актуальные тренды, ориентиры стратегических документов федерального уровня, идеи и проекты, способствующие развитию, умную экономику, новые источники ресурсов. В свою очередь, ориентирами для участников форума стали пять тематических линий: планирование будущего и будущее планирования; человеческий капитал: стейкхолдеры перемен; лучшая практика стратегирования, новости технологии планирования; сотрудничество для регионального развития: международное, межрегиональное, межмуниципальное; баланс в пользу гуманизма – ключ к устойчивому инновационному развитию России.




Проекты должны подкрепляться итогами


В пленарных заседаниях Форума стратегов приняли участие председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин, министр экономического развития Российской Федерации Максим Орешкин, врио губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов, председатель Европейского комитета регионов Карл-Хайнц Ламбертц, председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексей Диденко, первый заместитель министра транспорта Российской Федерации Иннокентий Алафинов, губернатор Архангельской области Игорь Орлов, губернатор Новгородской области Андрей Никитин, проректор РАНХиГС при президенте Российской Федерации Георгий Идрисов и ряд других известных российских экспертов.

В пленарной сессии «Актуальные вопросы инструментов и механизмов стратегического планирования» министр экономического развития РФ Максим Орешкин отметил, что майские указы президента РФ посвящены национальным целям развития и национальным проектам РФ. За последнее время уделено очень много внимания национальным проектам, поскольку они активно готовятся. Но это – всего лишь инструмент достижения национальных целей развития, отраженных в первой части указов. Правительство недавно выпустило документ «Основные направления деятельности», и как раз он дает описание по каждой цели развития. До конца года правительство разработает детальный план по каждой из целей. Планируется дважды в год представлять данные анализа, насколько достигнута или нет эффективность в ходе реализации мероприятий по конкретным целям. Дополнительным элементом в программе будет описание рисков, присущих достижению целей, чтобы понимать их на ранних этапах и готовиться им противостоять.



Организаторами XVII Общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России: стейкхолдеры будущего» стали Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, правительство Санкт-Петербурга, Центр стратегических разработок, МЦСЭИ «Леонтьевский центр».

Мероприятия прошли при поддержке Общественной палаты Российской Федерации, Аппарата полномочного представителя президента РФ в УрФО, АНО «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации», НИУ ВШЭ, РАНХиГС, Совета государств Балтийского моря и др.




– Все это исполнимо, если в экономике будут конкретные драйверы, – отметил председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин. – Пока мы не слышим до конца, что экономике нужно. Инвестиционный климат должен меняться. Я поддерживаю план Минэкономразвития по росту инвестиций до 25%. В общей политике сложными, на мой взгляд, являются несколько моментов. Первый касается того, что доля государства в экономике останется прежней – от приватизации в ближайшие три года бюджет планирует приобрести 24 млрд рублей, чуть меньшую сумму государство получило в самые кризисные годы. Это значит, что правительство не видит в этом ресурс для подъема конкуренции и прозрачности рынка. Будет ли поддержка независимых частных инвесторов – это неясно. Второй касается выполнения целей: к примеру, на образование и здравоохранение расходы в ближайшие три года увеличатся только на 1%, это значит, что структурных изменений, которые повысили бы расходы на упомянутые сферы, не видно. Третье – система национальных преобразований, начиная с судебной системы. Есть предложения, система мер, но руководство страны очень сдержанно относится к этому. То же относится к государственному управлению – если сохранять существующую бюрократию, то не будет доверия. Хотя и здесь есть предложения по изменению.

Алексей Кудрин отметил, что Счетная палата будет наблюдать за выполнением мероприятий по реализации поставленных задач и предлагает некую альтернативную систему наблюдения и мониторинга за выполнением целей, касающихся двенадцати нацпроектов и 13‑го проекта – развития магистральной инфраструктуры: 75% этих планов требуют уточнения показателей и мониторинга.

О правовых пробелах и коллизиях, которые предстоит преодолеть в рамках реализации задач по комплексному социально-экономическому развитию в муниципальных образованиях, рассказал председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексей Диденко. Он, в частности, предложил каждому муниципалитету сделать гарантированный бюджет развития (в качестве главного инструмента достижения цели). По словам господина Диденко, сейчас основной бюджет муниципалитетов составляют текущие расходы; инвестиции и капитальные вложения составляют лишь 12,5%, что не позволяет говорить об устойчивом развитии муниципальных образований. Также беспокойство вызывают зачисления налогов не по месту регистрации владельца бизнеса.

– К нам поступил законопроект о регистрации в качестве товарных знаков брендов субъектов РФ: действительно, у нас часто применяются устойчивые наименования, которые могут быть использованы в конкурентной среде, такие, как тамбовский окорок, оренбургский платок, – отметил Алексей Диденко. – Недавно в Урюпинске зарегистрирован товарный знак «Столица российской провинции», этот бренд позволит им активно зарабатывать. Кроме того, снятие барьеров с транспортного налога может добавить существенную сумму в казну муниципалитетов. Мы предлагаем расщепить его по аналогии с имущественным налогом и транспортный налог для юридических лиц оставить на субъектовом уровне, а для физических лиц такой налог должны исчислять муниципалитеты, на территории которых перемещаются данные автомобили.

О рисках и опасениях в ходе реализации задач, поставленных президентом РФ, говорили и участники второй пленарной сессии «Майский указ, центр и регионы: как реализовывать и как контролировать исполнение»: президент PEMANDU Associates Идрис Джала, проректор РАНХиГС Георгий Идрисов, врио губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов, первый заместитель министра транспорта России Иннокентий Алафинов, губернатор Новгородской области Андрей Никитин, губернатор Архангельской области Игорь Орлов и Александр Плутник, генеральный директор АО «ДОМ.РФ».

Жилищная программа – одна из самых значительных задач в указах президента. Поставлены цели – 120 млн кв. метров в год, и это значит, что на субъекты РФ ляжет большая нагрузка по реализации этих планов.

– Около 60% жилищного строительства приходится на 10 агломераций России, куда переезжают россияне и там формируется современная городская среда и креативная индустрия, которая не развивается в небольших городах, – сказал генеральный директор АО «ДОМ.РФ» Александр Плутник. – Стоит задача гармоничного развития этого нового строительства, в том числе и доступности жилья. Для этого есть множество механизмов, в том числе по снижению ипотечной ставки, например перевод оформления сделки в электронный формат, более свободный доступ банкам к фондированию. Помимо этого, подразу-мевается капитальный ремонт существующего жилья по соответствующей программе, которую будут вести Минстрой и ЖКХ РФ согласно одному из национальных проектов, рассчитанных до 2024 года. Меняется также система финансирования жилищного строительства. Сегодня на стадии стройки находятся 130 млн кв. метров, этот объем профинансирован в объеме 4 трлн рублей, из этого менее 10% – средства застройщиков и большая часть средств – от дольщиков. С 1 июля 2019 года система поменяется, и банки будут осуществлять финансирование путем фондирования. Но пока переход к новой модели все еще сопровождается рисками.

Еще одну российскую проблему – строительство дорог – предложил решить президент PEMANDU Associates Идрис Джала, он входит в число 10 наиболее влиятельных людей мира по версии Bloomberg Market (2014 г.). А PEMANDU признана один из 20 ведущих правительственных инновационных учреждений в мире (рейтинг Bloomberg Philantropies и Nesta за 2014 г.). В своем выступлении И. Джала отметил, в частности, что в России выявлены 5 500 км дорог, реконструкция которых позволит сократить транспортные заторы и увеличить темпы экономического роста. Методология И. Джала представляет собой любопытный взгляд на стратегическое планирование и достижение целей. Спикер поделился опытом Малайзии в области стратегического госуправления, рассказав о системе восьми шагов – от планирования до реализации целей и получения больших быстрых результатов.

По словам господина Джала, «работа лидеров – решать проблемы». Методология Джала предполагает создание некой лаборатории – инструмента по оценке рентабельности, эффективность которого подтверждается высоким коэффициентом возврата инвестиций (ROI). С помощью этого инструмента эксперты изучают потенциал экономики страны и выводят «формулы» эффективного развития.

Господин Джала считает, что в каждом правительстве есть «хорошее, плохое и отвратительное». По его словам, необходимо сохранять хорошее, избавляться от плохого и улучшать отвратительное. «Чем более амбициозные цели вы ставите, тем более безжалостными вы должны быть в выборе приоритетов», – подчеркивает эксперт.

Зарубежные и российские эксперты справедливо считают, что важно избежать подмены достижения целей стремлением к показателям и постоянному контролю исполнения. Необходимо также думать о том, как будет выглядеть система после 2024 года. В качестве выводов сессии Алексей Кудрин отметил, что «узкое место» в реализации новых целей – это управленческие компетенции: «Нам надо ими обладать, им надо учиться».




Мастер-класс по стратегии от городского округа


В рамках форума были подведены итоги V Конкурса муниципальных стратегий. В этом году на конкурс подали заявки 27 муниципальных образований. Жюри сделало акцент на относительно небольших МО, поэтому заявки принимались только от муниципалитетов с численностью населения до 300 тыс. человек. Кроме того, принимались к участию и МО, и города с численностью населения более 100 тыс. – они подали около трети заявок. После презентаций конкурсантов экспертное жюри открытым голосованием выбрало победителя – больше всего баллов набрал городской округ Кинель (Самарская область), приз симпатий жюри получил Кош-Агачский район (Республика Алтай). Кроме того, были награждены победители частных номинаций КМС-2018. В категории «Самый открытый процесс разработки стратегии» победил городской округ Кинель (Самарская область), в номинации «Системность управления реализацией стратегии» первое место занял Мирнинский район (Республика Саха (Якутия)), в номинации «Лучшая согласованность стратегического планирования» победил Томский район (Томская область), а в группе «Умная стратегия – умный город» лучшим стал Альметьевский район (Республика Татарстан). Победители провели мастер-класс по эффективному созданию стратегий.




Индексы привлекательности


В ходе форума эксперты консорциума Леонтьевский центр – AV Group представили Индекс конкурентоспособности регионов в рамках круглого стола «Лучшие практики стимулирования развития и повышения конкурентоспособности регионов».

Участниками мероприятия стали управляющий директор консорциума Леонтьевский центр – AV Group Алексей Крыловский, управляющий директор PEMANDU Associates Крис Тан, координатор региональных программ Всемирного банка в Российской Федерации Михаил Бунчук и многие другие. В исследовании участвуют все субъекты России.

Для расчета индекса использовались статистические данные (индикаторы) и публичные авторитетные рейтинги и оценки. Каждый индикатор оценивался по балльной системе от 0 до 5, где 5 – максимум, достигнутый одним из регионов, 0 – минимум, 2,5 – среднее по России. Все факторы и оценки при группировке суммировались экспертным методом по уровню влияния на ключевой показатель верхнего уровня.

Регионы оценивались по таким показателям, как рынки, институты, человеческий капитал, инновации и информация, природные ресурсы, инвестиции и финансовый капитал, пространство и реальный капитал.

Первое место в индексе заняла Москва, на втором расположился Санкт-Петербург, далее Московская область, Татарстан, Краснодарский край, Свердловская область и Красноярский край. Разработчики индекса отметили, что Москва стала безоговорочным лидером по всем показателям. Столица привлекательна с точки зрения формирования нового бизнеса, вложения инвестиций, создания рабочих мест и возможности для внедрения инноваций. Это стало возможным благодаря реализации крупнейших федеральных программ, больших бизнес- и инфраструктурных проектов.

К слову сказать, рост позиций Краснодарского и Красноярского краев за последние пять лет стал одним из самых серьезных изменений в топ-регионах страны. В Краснодарском крае прирост в рынках, институтах, человеческом капитале, инновациях. Здесь также реализуется стратегия повышения конкурентоспособности. В Красноярском крае эксперты отмечают прорыв в рынках.

Кроме того, в этом году отдельные регионы повысили свои показатели и заняли более высокие позиции в рейтинге: уровень «выше среднего по России» и рост конкурентоспособности отмечен в Ростовской, Нижегородской и Белгородской областях. Ростовская область показала значительный рост по рынкам, институтам и реальному капиталу. Белгородская область – стабильное улучшение практически по всем позициям. Тульская – опережение по всем ключевым направлениям (кроме институтов и инноваций).





Мнения участников


Виктор Кидяев, председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления:

«Стратегическое планирование должно стать инструментом привлечения инвестиций в долгосрочное и устойчивое развитие нашей экономики… Уверен, что Федеральный закон (касающийся стратегического планирования в РФ. – Прим. редакции) создаст новые, дополнительные условия для социально-экономического развития страны, регионов и муниципалитетов. При этом не следует забывать, что реальная отдача закона во многом зависит от практики применения его на местах, выработки четких и объективных подходов по реализации закона с учетом специфики развития разных территорий»

Евгений Елин, бывший заместитель министра экономического развития Российской Федерации:

«У субъекта должна быть серьезная мотивация. Разработка стратегии – это тяжелый, энергоемкий, затратный труд. Конечно, субъект должен понимать, что в конце этого пути, если стратегия будет правильной и успешной, Российская Федерация его поддержит. А значит, должна возникнуть конкуренция между регионами».

Владимир Городецкий, губернатор Новосибирской области:

«Инвестору важно понимать стратегические замыслы властей города или региона, чтобы оценивать собственные риски, просчитывать доходы, которые может принести тот или иной проект. Именно поэтому стратегическим документам и их качеству надо уделять особое внимание».

Юрий Кузин, экс-мэр Череповца:

«Самая главная цель стратегии – создание комфортной и благоприятной среды для проживания горожан. Преимущества нашей стратегии – прежде всего в практической реализуемости, амбициозности, нацеленности на результат. Та стратегия, которую мы утвердили, заимствует самый передовой опыт, в том числе европейский…»

По материалам http://forumstrategov.ru/rus/quote.html

 

Ирина Кривошапка. Фото предоставлено организаторами мероприятия



 



ООО «Издательский дом «Реальная экономика»
190020, Санкт-Петербург,
Старо-Петергофский пр., 43 45, лит. Б, оф. 4н
Тел.: (812) 346-5015, 346-5016
Факс: (812) 325-2099    E-mail: info@e-c-m.ru

© 2010-2018 Журнал «Эффективное антикризисное управление. Практика»