Журнал, посвященный вопросам непрерывности бизнес-процессов,
профилактике возникновения и урегулирования кризисных ситуаций на предприятии.

Распространяется вместе с научным журналом «Стратегические решения и риск-менеджмент».



Новости

07.02.2019
Дифракционные защитные элементы НПО «Криптен» на конференции НИИ Гознака

23.01.2019
Внутренний контроль и аудит в России. Эффективный контроль или контроль эффективности?

15.12.2018
НПО «Криптен» на конференции High Security Printing Asia

14.12.2018
XIII Международная конференция «Управление проектами 2018» прошла в Москве

15.11.2018
«Управленческие науки – 2018»: на пути к цифровизации

13.11.2018
На семинаре «Энергетика. Экономика. Общество» обсудили проблемы совершенствования регулирования цен

06.11.2018
14 ноября 2018 года в Москве пройдет XII Ежегодный форум «Будущее страхового рынка», организуемый рейтинговым агентством RAEX

23.10.2018
Семинар «Энергетика. Экономика. Общество»

23.10.2018
Новые технологии «Криптен» на Евразийской неделе

19.10.2018
Сетевые сообщества, нацпроект «Образование», межмуниципальное сотрудничество в системе стратегического управления: повестка ЦСР на Форуме стратегов





  О журнале


  Издатель


  Подписка


  Сотрудничество


  Свежий номер


  Архив номеров

 

 

 

 

 

 

Государство и бизнес в поисках баланса

Форум «Опоры России» собрал на одной площадке предпринимателей со всей России

Создание комфортной бизнес-среды – задача особой важности, и государственная политика по поддержке предпринимательства должна стать на порядок эффективнее. Об этом говорили на ежегодном предпринимательском форуме Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»
«Малый бизнес – национальный проект!», который состоялся в Москве 23 октября. Мероприятие собрало на своей площадке более 2 тысяч предпринимателей из всех субъектов Российской Федерации, а также гостей и спикеров из числа руководителей органов власти всех уровней.


– За ближайшие шесть лет мы должны добиться того, чтобы вклад малого и среднего бизнеса в ВВП страны превысил планку в 30 % и стремился бы к 40 %. Сейчас данный показатель находится на отметке в 20 %. В этом секторе предстоит дополнительно создать почти шесть миллионов рабочих мест, значительно укрепить экспортный потенциал небольших предприятий и компаний, – заявил на пленарном заседании президент России Владимир Путин. – По моему поручению правительство с участием «Опоры России» и других деловых объединений разработало конкретный план действий – национальный проект по поддержке малого и среднего бизнеса.

Президент считает, что сегодня необходимо сконцентрировать внимание на нескольких векторах. Во-первых, требуется предельно упростить все процедуры создания и ведения бизнеса, сделать их необременительными, дружественными для предпринимателей, сохранив баланс между свободой предпринимательства и интересами граждан, общества, государства.

– Чтобы создать такую комфортную бизнес-среду, нужно в том числе максимально использовать возможности цифровых технологий, расширять применение современных контрольно-кассовых средств, техники – всего, что избавляет компании от вороха бумаг, – отметил глава государства. – Также вижу необходимость отдельным актом установить исчерпывающий перечень отчетности для небольших компаний, чтобы у некоторых чиновников не было соблазна с помощью разного рода ведомственных инструкций и приказов нагружать бизнес, вводя все новые формы отчетности, – это, к сожалению, происходит ежедневно.

Во-вторых, нужно расширить доступ продукции небольших компаний на отечественный рынок. В связи с этим была отмечена целенаправленная и результативная работа Корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства. В 2015 году, когда Корпорация начинала свою деятельность, компании с государственным участием покупали у малого и среднего бизнеса товары и услуги на сумму не выше 100 миллиардов рублей в год, а в 2018‑м, по предварительным данным, это уже более трех триллионов рублей. Теперь Корпорации малого и среднего предпринимательства совместно с бизнесом предстоит взять следующую высоту – к 2024 году довести объем закупок до пяти триллионов рублей. Глава государства считает, что это вполне достижимый результат.

– Что особенно значимо: растет доля технически сложной продукции и услуг. Уже сейчас это почти 70 % от объема всех закупок. Нужно обязательно сохранить такую динамику и в среднесрочной, и в более отдаленной перспективе. Для этого важно выстроить системный механизм – «выращивать» качественных поставщиков, чтобы небольшие компании могли укреплять свои технологические и управленческие компетенции, повышать конкурентоспособность продукции, – отметил президент. – Третье: следует совершенствовать и расширять линейку инструментов поддержки малого и среднего бизнеса, особенно в наиболее значимых сферах. Имею в виду небольшие высокотехнологичные компании и стартапы, фермерские хозяйства и сельхозкооперативы, а также социальное предпринимательство. Кстати, еще прошлым летом на встрече с представителями некоммерческих организаций в Петрозаводске мы договорились о том, что до конца 2017 года будет принят закон «О социальном предпринимательстве». Заканчивается 2018‑й, а воз и ныне там, год потерян. Министерству экономического развития РФ следовало бы проработать в тесном контакте с парламентариями, бизнес-сообществом все вопросы, которые до сих пор являются несогласованными, чтобы принять закон в самые короткие сроки.

Упомянул Владимир Путин и о работе контрольно-надзорных органов. Здесь, по его словам, есть определенные подвижки, но остаются и проблемы:
– В предыдущие годы мы приняли важные решения, ситуация постепенно меняется. Еще очень многое предстоит сделать, и главный критерий эффективности наших усилий – насколько сами предприниматели чувствуют себя комфортно, как работают гарантии, защищающие их от давления, от неправомерных действий. При формировании Сводного плана проведения плановых проверок на 2018 год прокурорами исключено 62 тысячи мероприятий из 412 тысяч, предложенных контролирующими организациями. Всего за десятилетний период формирования указанного плана отклонено 4 миллиона мероприятий из 8,8 миллиона, предложенных контролерами. Почти 50 % отклонила прокуратура. Из 35 тысяч внеплановых выездных проверок в 2017 году прокурорами отклонено более половины – 58 %, но, как выясняется, и этого недостаточно. Тем не менее небольшим мастерским, несмотря на предпринимаемые меры и усилия, и самозанятым гражданам зачастую выгоднее и спокойнее работать вообще без регистрации, поскольку в таком случае к ним не придут контролеры, а если вдруг неожиданно нагрянут, есть различные варианты, как можно договориться с непрошеными гостями. Поэтому перед нами стоит фундаментальная задача – обеспечить максимальную прозрачность, открытость деятельности контрольно-надзорных органов. В век цифровых технологий это предельно конкретная, технически решаемая задача. Многое будет зависеть и от готовности бизнеса включиться в совместную работу.

Глава государства отметил, что в России уже действует так называемый Реестр проверок, его внедрение помогло повысить прозрачность контрольной деятельности, однако сейчас реестр заполняют сами контролирующие организации, причем без всякой формализации. Это не соответствует интересам бизнеса и государства. Следовательно, нужно наводить порядок и четко регламентировать ведение этого реестра.

– Нужно сделать так, чтобы предприниматели могли размещать информацию: кто из проверяющих, с какой целью к ним приходил, какие реальные результаты в итоге получены, как проверка сказалась на работе предпринимателя. Для этого можно, например, использовать цифровую платформу «Бизнес-Навигатор» Корпорации малого и среднего предпринимательства. Кстати говоря, за этим продуктом к нам уже обратились и коллеги из Италии, Азербайджана, Японии. В дальнейшем обе системы – Реестр проверок и «Бизнес-Навигатор» – можно и нужно будет «состыковывать» между собой, обеспечить обмен данными. А если эти данные не совпадают, «не бьются» – это сигнал и для Генеральной прокуратуры, и для общества в целом, – заявил президент. – Сразу будет видно: каким компаниям контролеры не дают покоя, а какие сферы, каких предпринимателей почему‑то обходят стороной и закрывают глаза на существующие там проблемы. Прошу Генеральную прокуратуру совместно с Корпорацией развития малого и среднего предпринимательства отработать такой механизм в рамках пилотного проекта. При этом важны две задачи: повысить прозрачность контрольной деятельности, защитить бизнес и одновременно четко увидеть, в каких сферах должный контроль, напротив, не налажен и какими рисками это может быть чревато.

Коснулся глава государства и еще одной значимой темы, напомнив, что в декабре завершается трехлетний мораторий на плановые проверки по большинству видов государственного контроля в отношении малых компаний. Эта мера затронула более полумиллиона предпринимателей, позволила поддержать бизнес, снизить его издержки.

– При этом нужно прямо сказать: и общество, и государство, и сам бизнес – все мы извлекли серьезные уроки из опыта так называемых надзорных каникул. Анализ показывает, что кто‑то ловко научился пользоваться, манипулировать этими положениями, которые мы приняли, прикрываться ими не в интересах общества, не в интересах государства, а в своих личных, корыстных, как правило, целях, – признал Владимир Путин. –
Практика показала, что есть сферы, где нужен постоянный и даже более жесткий контроль. Это, прежде всего, касается компаний, которые имеют так называемый высокий профиль риска, чья деятельность напрямую затрагивает жизнь и безопасность людей, а также тех предприятий, которые работают в специфических сферах и секторах, например таких, как оборот драгоценных металлов и камней. А для всех остальных малых компаний, для самозанятых граждан предлагаю продлить надзорные каникулы еще на два года. Этот шаг – еще одно свидетельство того, что государство, общество доверяют бизнесу, рассчитывают на его ответственность, на то, что абсолютное большинство предпринимателей дорожит своей деловой репутацией.

Между тем, первый заместитель председателя правительства, министр финансов Антон Силуанов сообщил о запускаемом с 2019 года в ряде регионов пилотном проекте создания льготного налогового режима для самозанятых. По его словам, в рамках данного проекта ставка налога для самозанятых будет снижена с 13 % (режим НДФЛ) до 4 % – для граждан, оказывающих услуги физическим лицам. При этом уплата налога и регистрация в качестве самозанятого будут осуществляться с помощью удобного и современного приложения для мобильных устройств.

Кроме того, как рассказал первый вице-премьер, в рамках федерального проекта программа льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства предусматривает сохранение ставки 6,5 % для субъектов МСП, работающих в приоритетных отраслях, для остальных предпринимателей она составит: ставка Центрального банка +2 %, но не более 8,5 %.

– Еще одно важное направление, которое нашло отражение в национальном проекте, касается популяризации предпринимательства. В настоящее время сформировался ряд стереотипов о сложности развития такого бизнеса. Конечно, бизнес – это всегда риск, но есть достаточно большое количество рычагов, когда государство подставляет плечо малому и среднему предпринимателю. Мы должны говорить об этом, чтобы все больше людей, причем не только молодых, но и более зрелого возраста, не боялись открывать свои предприятия, – отмечает Антон Силуанов. – Государство сформировало целый комплекс мер, которые должны послужить стимулом для развития уже действующих малых предприятий, а также для наших граждан вкладывать ресурсы в открытие новых производств. От этого получим выгоду все мы: будут расти доходы наших малых предприятий, будет расти экономика, будет расти занятость, а это –
одна из главных задач на ближайшие шесть лет.

Президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин уточнил, что упоминаемый национальный проект в ближайшее время будет утвержден на Президентском совете.

– В документе обозначены амбициозные цели и задачи. Так, за шесть лет в малый бизнес должны прийти еще минимум шесть миллионов россиян. Чтобы это случилось, они должны поверить в малый бизнес и выбрать соответствующую профессию; они должны быть уверены, что на этом пути будут успешными, что им в необходимое время будет оказана необходимая поддержка, что они найдут рынки сбыта, и им не будут чинить препятствия. Это вызов для всей страны, но я уверен, что мы сможем на него достойно ответить, – подчеркнул глава «Опоры России», заметив: еще три года назад вклад малого бизнеса в экономику страны составлял 18 %, а в 2017‑м этот показатель увеличился до 22 %.


 

Алена Бехметьева. Фото предоставлено организаторами мероприятия



 



ООО «Издательский дом «Реальная экономика»
190020, Санкт-Петербург,
Старо-Петергофский пр., 43 45, лит. Б, оф. 4н
Тел.: (812) 346-5015, 346-5016
Факс: (812) 325-2099    E-mail: info@e-c-m.ru

© 2010-2018 Журнал «Эффективное антикризисное управление. Практика»