Журнал, посвященный вопросам непрерывности бизнес-процессов,
профилактике возникновения и урегулирования кризисных ситуаций на предприятии.

Распространяется вместе с научным журналом «Стратегические решения и риск-менеджмент».



Новости

13.08.2019
Эффективное партнерство бизнеса и науки: HOLOEXPO – современная платформа для новых разработок

06.08.2019
Голографическая защита «Криптен» для современных идентификационных документов

06.06.2019
«КРИПТЕН» выходит на рынок Латинской Америки

30.04.2019
Восьмая конференция «Повышение эффективности корпоративных бизнес-процессов»

24.04.2019
XVI Международный профессиональный форум "НОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ В УПРАВЛЕНИИ РИСКАМИ – СТРЕМЛЕНИЕ В БУДУЩЕЕ"

19.04.2019
Яркие идеи и надёжные технологии: «Криптен» представил защитные нити на Currency Conference

10.04.2019
На семинаре «Энергетика, экономика, общество» обсудили особенности модернизации российской энергетики

07.04.2019
Новые визуальные эффекты от «Криптен»

26.03.2019
Семинар «Энергетика. Экономика. Общество»

25.03.2019
Защитные нити НПО «Криптен» на конференции The High Security Printing





  О журнале


  Издатель


  Подписка


  Сотрудничество


  Свежий номер


  Архив номеров

 

 

 

 

 

 

Гайдаровский форум: как трансформировать вызовы в источники роста

Эксперты, представители бизнеса и власти говорили о необходимости искать компромиссы и восстанавливать утраченное доверие

Минувшее десятилетие принесло немало вызовов. Частично они были предсказуемыми, но во многом неожиданными, в том числе по своему охвату: с ними сейчас сталкиваются и развитые, и развивающиеся экономики, страны с разной социальной структурой, разным политическим устройством, и мировая экономика в целом. О том, как справляться с этими вызовами, шла речь на Х Гайдаровском форуме, который прошел с 15 по 17 января 2019 года в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Его тема была сформулирована так: «Россия и мир: национальные цели развития и глобальные тренды». В работе Гайдаровского форума в 2019 году приняли участие 13,5 тысячи экспертов, представителей бизнеса и власти.



Комната, в которой погас свет

Вызовы оказались беспрецедентными по масштабу: высокий уровень неопределенности затронул практически все стороны общественной жизни; скорость цифровой трансформации принесла как огромные возможности, так и риски; очевидна необходимость постоянной модернизации инфраструктуры. Глобальные изменения произошли на традиционных рынках, прежде всего энергетическом; обострилась конкуренция, наблюдается рост протекционизма; на первый план вышли экологические проблемы; усилилось социальное неравенство. Эксперты отмечают несправедливость распределения выгод от развития глобальной экономики и расширения международной торговли; диспропорцию между растущим весом развивающихся стран и их участием в определении правил международной торговли.

Аналитики обеспокоены тем, что перечисленные вызовы не только взаимосвязаны, но и создают новые. Об этом говорили на X Гайдаровском форуме, тема которого была обозначена как «Россия и мир: национальные цели развития и глобальные тренды».

– В определенном тупике находится даже статистика. Все задаются вопросом: как теперь правильно считать валовый внутренний продукт? Может, пора отказаться от этого показателя, чтобы адекватно отразить состояние экономики? Какие изменения нужны в таможенной статистике? в международных расчетах? – заметил на пленарном заседании председатель правительства РФ Дмитрий Медведев, напомнив, что стратегия России на среднесрочную перспективу сформулирована в указе президента от 7 мая 2018 года, а тактические шаги – в Основных направлениях деятельности правительства, принятых на шестилетний период, а также в утвержденных национальных и федеральных проектах.

Первый заместитель председателя правительства РФ – министр финансов РФ Антон Силуанов подчеркнул, что задачи, поставленные в указе главы государства, пронизывают всю структуру власти, поэтому усилиями только федерального центра их не решить.

– Мы делали анализ – 60 % всех задач находится в компетенции регионов и муниципалитетов. Справятся ли они? Понимаем, что дальше возлагать на регионы дополнительные обязательства невозможно.
Пройден пик, когда долг субъектов РФ и муниципалитетов просто зашкаливал – у регионов не было возможности выполнять свои обязательства, поскольку возникали дополнительные расходные обязательства. Сейчас дополнительные задачи, дополнительное финансовое обеспечение взяла на себя Российская Федерация. И доля участия субъектов РФ минимальная – в среднем 5 %, все остальное берет на себя Федерация. Важно и то, что, когда заключается соглашение с субъектами, мы прописываем не столько финансирование, сколько те цели и задачи, решения которых ждем от регионов – где‑то с помощью средств Федерации, где‑то с помощью своих ресурсов, а где‑то с помощью административно-управленческих ресурсов. Это правильное выстраивание системы целеполагания и администрирования той или иной задачи.


Для информации

Гайдаровский форум – постоянно действующая дискуссионная площадка для обсуждения актуальных проблем современности. Проводится с 2010 года в память об ученом-экономисте, идеологе российских реформ начала 1990‑х годов Егоре Гайдаре. Ведущее место в дискуссиях форума занимают темы, связанные с положением и стратегической ролью России в мире.

Модераторами форума, организованного Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Институтом экономической политики имени Е. Т. Гайдара и Фондом Егора Гайдара, выступают чиновники российского правительства, представители региональных органов власти, ведущие отечественные и зарубежные экономисты.

Целями форума являются привлечение ведущих мировых ученых и практиков к совместному обсуждению экономических и политических проблем; поддержание непрерывного экспертного диалога по ключевым политическим и экономическим вопросам; отражение основных трендов и ключевых событий национальной и глобальной экономики и политики; выработка стратегических предложений и рекомендаций по развитию российской экономики.




Дмитрий Медведев добавил, что правительство четко структурирует работу по достижению целей развития, стремится использовать свои традиционные преимущества и трансформировать глобальные вызовы в новые источники роста.

– Даже в странах, которые показывают хороший рост и являются лидерами, в настроениях экономических и монетарных властей, в настроениях бизнеса преобладает крайняя осторожность, – говорит он. – Глава Федеральной резервной системы США сравнивает экономическую политику с действиями человека, вошедшего в комнату, где неожиданно погас свет. С одной стороны, такой уровень неопределенности в мировой и национальных экономиках задан объективно – по сути, это плата за технологический прогресс. С другой – не последнюю роль сыграла политика агрессивного давления, которую взяли на вооружение отдельные страны: от незаконных санкций и торговых переговоров с позиции силы до ареста зарубежных топ-менеджеров и фактического запрета приобретать продукцию определенных фирм.




Общие проблемы или беспрецедентные возможности?


Среди прочих вызовов, с которыми сталкиваются государства, в том числе Россия, Дмитрий Медведев выделил три наиболее значимых. Во-первых, необходимость решения инфраструктурных проблем. В мире не много государств, которые бы не относили развитие инфраструктуры к числу своих приоритетов. Для такой большой страны, как Россия, модернизация инфраструктуры – транспортной, энергетической, информационной, социальной – имеет особое значение с точки зрения равномерного пространственного развития, выравнивания уровня жизни, более эффективного участия в глобальных транспортных и логистических проектах.

– Разработан план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, на его реализацию до 2024 года планируем потратить из всех источников, включая внебюджетные, около 6 трлн рублей, то есть порядка 100 млрд долларов. Развитие социальной инфраструктуры предусмотрено и другими национальными проектами. Особый акцент делаем на эффективности использования этих средств и привлечении частных инвестиций, – комментирует глава кабинета министров. – Принципиальным моментом является создание стимулирующей деловой среды. Несмотря на очевидные успехи в этом направлении, нам еще многое предстоит сделать. К примеру, навести порядок в сфере контроля и надзора, ведь количество так называемых обязательных требований, предъявляемых к бизнесу при проверках, необоснованно завышено. Многие из этих требований, сформулированных еще в советские времена, устарели морально и технологически. Если хотим решить задачу экономического рывка, то должны снизить нагрузку на предпринимателей, пересмотреть систему требований, прежде всего в таких наиболее зарегулированных секторах, как транспорт, экология, промышленная безопасность, ветеринария, санитарно-эпидемиологический надзор.

Второй вызов – промышленная революция и развитие цифровых технологий. Все, что связано с «умными вещами», «цифровыми двойниками», беспилотным транспортом, 3D-технологиями в строительстве, производстве, требует совершенно новых подходов к управлению и подготовке кадров. Свободный доступ к информации предполагает другой уровень защиты общественной безопасности и частной жизни. Причем Россия, как и многие страны, выделяет цифровизацию в один из приоритетов национального развития. У нас, полагает премьер-министр, неплохие исходные позиции, но существует серьезный цифровой разрыв в развитии по отраслям и по регионам, поскольку значительная часть бизнеса пока остается пассивным наблюдателем в этой сфере.

Третий вызов касается радикальной трансформации рынка труда. Эксперты говорят о кризисе традиционной занятости и росте безработицы среди специалистов с низкой и средней квалификацией. С другой стороны, платформенные технологии могут помочь тем, кто потерял работу: они предоставляют безграничные возможности для использования труда и обеспечения занятости в разных формах, включая удаленную и неполную занятость, а также самозанятость.

– Проблем действительно много, но решать их надо сообща, последовательно и прагматично. Придется искать разумные компромиссы, постепенно восстанавливая утраченное доверие. Только путь взаимного доверия превращает наши общие проблемы в беспрецедентные общие возможности, – резюмировал Дмитрий Медведев.




Последствия глобализации


Позицию главы кабинета министров поддержали участники дискуссии. Так, заместитель премьер-министра, координатор по экономической и социальной политике Сингапура Тарман Шанмугаратнам заметил: мир стал многополярным, что означает децентрализацию принятия решений, при этом глобальная экономика и финансовые рынки все более взаимосвязаны. Кроме того, национальные политики и глобализация не сочетаются друг с другом, они друг друга подрывают, на национальном уровне ответ на глобализацию очень слабый. Выходом, по мнению спикера, может стать укрепление системы, основанной на децентрализованном подходе.

Почетный председатель Банка Греции, премьер-министр Греческой Республики в 2011–2012 гг. Лукас Пападимос обратил внимание на то, что страны сталкиваются с необходимостью разрешения последствий глобализации и быстрых технологических инноваций, демографических миграций, неопределенностью из‑за проблем торговли, международного политического взаимодействия.




Ректор РАНХиГС Владимир Мау – о Гайдаровском форуме:

– Нет ни одного существенного элемента экономической политики, который за последние десять лет не обсуждался бы на форуме. Очень важным элементом нынешнего форума было стремление всех уровней и ветвей власти активно взаимодействовать между собой и с экспертным сообществом. По-моему, никогда раньше не удавалось добиться такого взаимодействия.




– Ответ на эти вызовы мне видится в том, чтобы избегать торговых и иных противоречий путем создания общих международных рамок. Считаю важным противодействовать неравенству доходов и эффективно решить проблему миграции, – заявил господин Пападимос.

Министр высшего образования, исследований и инноваций Французской Республики Фредерик Видаль посетовала на нехватку высококомпетентных специалистов, которые могут адаптироваться к меняющемуся миру. К тому же, учитывая стремительное развитие искусственного интеллекта, придется трансформировать всю систему образования.

– На мой взгляд, нужно внедрять проектный метод обучения и переходить к междисциплинарному образованию. Объединение гуманитарных наук и естественнонаучного знания в цифровую эпоху играет особую роль в ответе на глобальные вызовы, – подчеркивает докладчик.

Дмитрий Медведев согласился:

– Сегодня мы наблюдаем дефицит соответствующих компетенций в государственном аппарате, вплоть до муниципалитетов, в отраслевых ведомствах, в правоохранительной системе. По некоторым оценкам, нам нужно переобучить не менее миллиона специалистов, а значит, максимально оперативно разработать соответствующие программы. Тем более что предмет, которому предстоит учить, сам по себе развивается с космической скоростью. Причем этот вызов стоит перед всей системой традиционного образования. Школьники и студенты уже сейчас зачастую разговаривают со своими преподавателями буквально на разных языках. И этот вопрос, конечно, нужно адресовать не школьникам, а их наставникам.


 

Елена Восканян Фото: Пресс-служба РАНХиГС



 



ООО «Издательский дом «Реальная экономика»
190020, Санкт-Петербург,
Старо-Петергофский пр., 43 45, лит. Б, оф. 4н
Тел.: (812) 346-5015, 346-5016
Факс: (812) 325-2099    E-mail: info@e-c-m.ru

© 2010-2018 Журнал «Эффективное антикризисное управление. Практика»