Журнал, посвященный вопросам непрерывности бизнес-процессов,
профилактике возникновения и урегулирования кризисных ситуаций на предприятии.

Распространяется вместе с научным журналом «Стратегические решения и риск-менеджмент».



Новости

13.08.2019
Эффективное партнерство бизнеса и науки: HOLOEXPO – современная платформа для новых разработок

06.08.2019
Голографическая защита «Криптен» для современных идентификационных документов

06.06.2019
«КРИПТЕН» выходит на рынок Латинской Америки

30.04.2019
Восьмая конференция «Повышение эффективности корпоративных бизнес-процессов»

24.04.2019
XVI Международный профессиональный форум "НОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ В УПРАВЛЕНИИ РИСКАМИ – СТРЕМЛЕНИЕ В БУДУЩЕЕ"

19.04.2019
Яркие идеи и надёжные технологии: «Криптен» представил защитные нити на Currency Conference

10.04.2019
На семинаре «Энергетика, экономика, общество» обсудили особенности модернизации российской энергетики

07.04.2019
Новые визуальные эффекты от «Криптен»

26.03.2019
Семинар «Энергетика. Экономика. Общество»

25.03.2019
Защитные нити НПО «Криптен» на конференции The High Security Printing





  О журнале


  Издатель


  Подписка


  Сотрудничество


  Свежий номер


  Архив номеров

 

 

 

 

 

 

Нацпроекты: отложить «на потом» не получится

На заседании у Президента Российской Федерации рассмотрены первые итоги реализации ключевых национальных проектов

В мае состоялось заседание Совета при Президенте России по стратегическому развитию и национальным проектам под председательством Владимира Путина. В рамках мероприятия была проведена «инвентаризация» – предметное рассмотрение первых результатов нацпроектов. Глава государства призвал коллег не обходить так называемые острые углы, а проанализировать, с чем они связаны.


Времени на раскачку нет

– Год назад подписан Указ о национальных целях и стратегических задачах развития. Началась работа над национальными проектами, которые имеют определяющее значение для экономики и социальной сферы страны, для всех субъектов Федерации, для повышения качества жизни людей, – отметил президент. – Мы регулярно – и в ходе рабочих совещаний, и на площадке Госсовета – с участием руководителей регионов, представителей общественности рассматриваем ключевые проблемы, состояние дел в приоритетных отраслях. Все это важно для системной, согласованной работы всех уровней власти, бизнеса, профессиональных сообществ по значимым направлениям развития страны.

Владимир Путин убежден, что гражданам неинтересны абстрактные обещания, ведомственные планы или графики, разного рода технические вопросы:

– Это наша «внутренняя управленческая кухня», а граждане ожидают конкретных результатов. Им не важно, как согласовывали, когда перечисляли средства на те или иные мероприятия. Людям важен результат, и не в отдаленном будущем, а сейчас. Во всяком случае, они должны видеть, что процесс идет, он позитивный и приводит к результатам. В этой связи обращаюсь ко всем должностным лицам, отвечающим за реализацию нацпроектов: нужно предъявлять гражданам плоды своей работы – понятные, осязаемые изменения, которые улучшают жизнь российских семей, каждого человека.

В то же время, заметил глава государства, нередко приходится наблюдать инертный бюрократический подход, желание переложить ответственность, сдвинуть массив содержательной работы «на потом».

– То и дело безосновательно, буквально по своему усмотрению переносятся сроки подготовки нормативных актов и реализации мероприятий нацпроектов. Одна задержка тянет за собой целую цепочку других, в итоге работа буксует. Считаю необходимым жестко упорядочить практику переносов контрольных сроков. Это должно быть редким, аргументированным исключением из правил, а лучше от этой привычки избавиться полностью, – заявил он. – В своем Послании Федеральному собранию я подчеркивал: времени на раскачку нет, и это не фигура речи, не безадресный призыв, это четкое, жесткое и персональное требование к правительству, федеральным ведомствам, региональным и муниципальным командам. Прошу им руководствоваться постоянно, а не к отчетным датам и сроку исполнения поручений. Каждый руководитель региона обязан лично и предметно заниматься реализацией нацпроектов на своей территории, погрузиться в эту работу и вести ее в диалоге с людьми, подробно информируя о принимаемых решениях, разъясняя логику и цели всех наших действий. Именно на местах в огромной степени закладывается успех всей стратегии развития страны.
Но это не значит, что все заботы можно переложить на регионы и спрашивать с них только отчетность. Работа над нацпроектами совместная, и федеральные структуры, ведомства должны выступать здесь заинтересованными партнерами субъектов Федерации. Это эффективно в режиме постоянно действующих штабов – отслеживать и координировать общий ход работы, помогать коллегам, своевременно устранять трудности, любые расхождения и нестыковки.

Президент убежден: системная, ритмичная работа исполнительной и законодательной власти нужна по всем нацпроектам. Прежде всего это касается социальной сферы, достижения таких конкретных показателей, как создание мест в яслях, открытие новых фельдшерско‑акушерских пунктов и домов культуры на селе, обновление школьных зданий, модернизация техникумов и колледжей, запуск программ переподготовки и повышения квалификации, особенно для людей предпенсионного возраста и молодых мам, внедрение удобных и доступных государственных услуг в современном цифровом формате.

Несмотря на то что до запуска нацпроектов была проведена большая организационная подготовка к их практической реализации, оказалось, еще не по всем проектам сформирована необходимая нормативная база и выпущены подзаконные акты, отстает и методическое сопровождение – все это затрудняет работу на местах. Кроме того, отмечены сбои в финансировании отдельных направлений нацпроектов.

– Необходимо в кратчайшие сроки – но, конечно, не впопыхах, не в спешке, а качественно – закрывать «правовые долги», снять все финансовые вопросы, устранить другие организационные пробелы, например в обязательном использовании типовых проектов при строительстве социальных объектов, – заявил Владимир Путин. – При этом важно обеспечить равные возможности, справедливые условия участия в реализации нацпроектов – в этом основа их эффективности, доверия к нашим действиям со стороны людей, общества, бизнеса. Поясню на конкретном примере: не раз подчеркивалось, что одна из системных задач нацпроектов – сформировать в России мощный дополнительный спрос на промышленную и высокотехнологичную продукцию, в первую очередь, отечественную. Дать нашим предприятиям – крупным, средним и малым – уникальную возможность закрепиться на внутреннем рынке, нарастить объем и качество выпускаемой техники и начать в конечном итоге экспорт. Чтобы эта возможность «сработала», нужно действовать в конкурентной среде. Однако на практике – и различные контролирующие органы это фиксируют – появляются искусственные барьеры. Так, технические задания по некоторым видам машин и оборудования искусственно «рисуются» под конкретного производителя, иногда и под конкретного зарубежного производителя. При этом другие компании, по сути, «задвигаются» на периферию. У них нет шансов выиграть никаких конкурсов в таких условиях. Они подчас даже не могут участвовать в конкурсах – так прописаны условия этих конкурсов. Побеждают в данном случае не лучшие, а «свои», с далеко не оптимальными предложениями, с высоким риском срыва заказов. Такую сомнительную практику надо прекратить. Получать заказы должен не тот, кто ближе к распорядителям средств, а тот, кто дает лучшее предложение по качеству, цене и надежности.

Все поручения по локализации и диверсификации закупок машин и оборудования в рамках нацпроектов уже есть. Дело за их надлежащим исполнением. В связи с этим Федеральной антимонопольной службе поручено усилить контроль за такими закупками, регулярно информировать и президента, и председателя правительства.

Кроме того, Министерство финансов и Казначейство должны в конце года проанализировать закупочную кампанию в рамках нацпроектов на местах и представить соответствующий доклад. Эти и другие материалы станут основой для подведения итогов и объективной оценки деятельности всех уровней власти по реализации нацпроектов и других ключевых программ развития.




Самые чувствительные проекты


Заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова подчеркнула, что наиболее чувствительными являются такие нацпроекты, как «Демография», «Здравоохранение», «Образование» и «Наука», поскольку они направлены на решение актуальных задач, связанных с качеством и продолжительностью жизни наших граждан.

Татьяна Голикова остановилась на том, что удалось сделать за истекший период и что предстоит сделать в 2019 году.

По нацпроекту «Демография». В I квартале рост рождаемости отмечен в трех регионах страны: Магаданской области, Москве и Республике Карачаево-Черкесия. Эту положительную тенденцию необходимо поддерживать, а значит, регионы должны уделить особое внимание разработке собственных дополнительных мер, направленных на повышение рождаемости, и не ограничиваться мерами, которые принимаются на федеральном уровне.

– Я хочу также обратить внимание, что национальный проект «Демография» – это еще и меры, направленные на создание достойных условий для жизни людей старшего поколения, формирование их активного долголетия. Здесь важна как социальная, так и медицинская составляющая. По итогам 2018 года отмечен рост числа пожилых граждан, прошедших диспансеризацию, на 676 тысяч человек. Общее число обращений лиц старшего поколения к врачам увеличилось на 5 миллионов. В этом году мы планируем еще более плотно приблизить медицинскую помощь к гражданам старшего поколения, – сообщила зампред правительства.

Мероприятия нацпроекта «Здравоохранение» в основном направлены на предотвращение смертности населения. По итогам I квартала отмечается снижение смертности на 3%, или на 16 тысяч человек. Такое снижение произошло в 60 регионах страны, в том числе свыше 5% – в 26 регионах, наибольшее в Ленинградской, Псковской, Пензенской областях. Теперь главное – не допустить отрицательной динамики, чтобы она не пошла в обратную сторону.

На сохранение положительных тенденций направлены мероприятия по обеспечению доступности медицинской помощи, в первую очередь для сельских жителей.

С 2019 года расширено число регионов, развивающих санитарную авиацию, их уже 49. За I квартал ими осуществлено 334 вылета, эвакуировано в медицинские организации 458 граждан – в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Чтобы добиться устойчивой динамики снижения смертности, необходимо обеспечить раннее выявление заболеваний и их лечение.

Продолжает развиваться информатизация здравоохранения. Телемедицинские технологии внедрены и широко используются в 53 регионах страны. 37 тысяч пациентов находятся на дистанционном наблюдении с применением телемедицинских технологий. 175 тысяч врачей ведут медицинскую документацию в электронном виде. За I квартал федеральные учреждения проконсультировали четыре тысячи пациентов с помощью этих самых телемедицинских технологий.

В рамках нацпроекта «Образование» в регионах продолжают активно строиться школы, уже введено в эксплуатацию 32 новых объекта, рассчитанных на 23 тысячи учащихся. До конца года будет введена еще 61 школа мощностью 43 тысячи мест. Параллельно решаются задачи повышения квалификации педагогических работников и специалистов системы образования.

В целях обеспечения подготовки кадров для экономики регионов внесены серьезные изменения в идеологию целевого обучения. Если раньше квоты целевого приема для вузов устанавливались только их учредителями, то начиная с 2019–2020 учебных годов в этот процесс вовлечены регионы и работодатели. Расширен перечень заказчиков целевого обучения, что позволяет включать в их число государственные корпорации и государственные компании, в том числе «Росатом», «Роскосмос» и другие.

Квота приема на целевое обучение в федеральных вузах будет устанавливаться на основании заявок регионов. По конкретным специальностям и направлениям подготовки будет указан перечень регионов, на территориях которых могут быть впоследствии трудоустроены граждане. Впервые установлена обязанность субъекта и работодателя, направивших гражданина на целевое обучение, взять его на работу. Гражданин, обучающийся по такому договору, обязан отработать в организации не менее трех лет.




Цифровые дороги успешно создаются


Вице-премьер Максим Акимов акцентировал внимание на процессах цифровизации, уточнив, что более 60% взрослых граждан ежедневно используют различные интернет‑сервисы: от онлайн‑кинотеатров и интернет‑покупок до навигационных приложений. Причем более 52% – с помощью мобильных устройств. Три четверти россиян получают госуслуги электронно.

– Устойчивое развитие всех отраслей социальной сферы уже невозможно представить без прилагательного «цифровое». Именно поэтому достижение национальной цели развития, поставленной в майском указе президента, а именно обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий, имеет четкое социальное измерение. Первое базовое условие – это подключенность, возможность пользоваться коммерческими услугами и социальными сервисами вне зависимости от места проживания в нашей огромной стране. Сегодня мы находимся на четвертом месте в мире по дешевизне услуг скоростного интернета и на шестом по количеству абонентов сотовой связи на 100 человек населения. Стоимость мобильного интернета в стране на порядок ниже, чем в США, Японии или Южной Корее. Эти страны – лидеры по подключенности, – комментирует Максим Акимов. – Сети связи – это своего рода цифровые дороги. На их развитие мы направляем значительную часть усилий в программе «Цифровая экономика». В прошлом году в рамках программы завершена работа по подключению к скоростному интернету почти девяти тысяч больниц и поликлиник. Доступ к глобальной сети появился и в восьми тысячах малых населенных пунктов численностью от 250 до 500 человек.





Общение с органами власти в цифровой среде становится все более популярным среди граждан. За 2018 год число пользователей портала госуслуг увеличилось на 21 миллион человек, до 86 миллионов уникальных посетителей. Количество посещений портала за год возросло более чем на 30%. В 2018 году через портал люди отправили более 60 миллионов электронных форм заявлений на получение госуслуг, это более чем вполовину превышает показатели прошлого года. Самые популярные услуги: получение информации о пенсионных накоплениях, регистрация транспортных средств, оформление загранпаспорта нового поколения, регистрация прав собственности. Было оказано более двух миллионов услуг по замене водительского удостоверения. Портал госуслуг стал полноценным инструментом при финансовых взаимоотношениях граждан с государством, объем платежей в 2018 году составил 53 миллиарда рублей против 30 миллиардов годом ранее. У людей появилась возможность удобнее и быстрее оплачивать налоговые задолженности, госпошлины, штрафы и судебные задолженности.

– Мы только в начале пути. В обозримом будущем нам предстоит объединить услуги в комплексные сервисы по жизненным ситуациям, чтобы граждане получали решение своей задачи в один клик. Кроме того, граждане должны получать в цифровом виде именно результат, а не только заявление на оказание услуги. Третий важный аспект – перевод услуг в режим реального времени. Там, где возможно, решения должны принимать автоматически, человек должен получать результат мгновенно, в момент обращения. Сейчас нами определены 25 таких сервисов по жизненным ситуациям. До конца текущего года будут запущены два. Граждане смогут в течение секунд оформить онлайн европротокол в случае ДТП и оперативно снять все ограничения для выезда за границу, оплатив свои задолженности и штрафы. Запуск таких сервисов требует большой подготовительной работы по приведению в порядок и интеграции прежде всего ведомственных систем.




Экономическое развитие под контролем


Заместитель председателя правительства РФ –
министр финансов РФ Антон Силуанов напомнил, что правительством утвержден единый план по достижению национальных целей развития России на период до 2024 года, включающий достижение целей в сфере экономики: вхождение России в пятерку ведущих экономик мира, достижение темпов экономического роста выше мировых и создание высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора.

– Ключевой фактор ускорения экономического роста – повышение инвестиционной активности. Уровень инвестиций сегодня составляет 20,6% от валового внутреннего продукта, а для выхода на целевую динамику нам необходимо как минимум 25% от ВВП. По этому направлению ведется работа: правительством принят план по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению их уровня до 25% от ВВП. Он включает меры по дебюрократизации, снятию административных барьеров, проведению реформы контрольно‑надзорной деятельности. В плане для каждого ведомства определены отраслевые ключевые показатели и мероприятия по их достижению, – сообщил Антон Силуанов.





Кроме того, налажено взаимодействие с деловым сообществом по содействию реализации конкретных инвестиционных проектов. Подготовлены законопроекты о новых механизмах специнвестконтрактов, так называемые СПИК 2.0, о защите и поощрении капиталовложений, направленных на усиление правовой защиты инвесторов. Ведется работа с регионами в экономической сфере, в первую очередь по вовлечению инвестиций, распространению лучших практик, наработанных в субъектах. Правительство, подчеркнул зампред, ожидает отдачи от реализации нацпроектов по достижению целей развития в экономике.

Прежде всего, речь идет о нацпроекте «Международная кооперация и экспорт». Уже запущена программа поддержки производителей, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности. Эта программа открывает доступ к льготному финансированию экспортных проектов. Коммерческие ставки для банков – участников этой программы снижаются на 4,5% в год. Привлечено более полутора тысяч потенциальных участников программы, и планируется прирост объема несырьевого энергетического экспорта в текущем году до девяти миллиардов долларов (по сравнению с уровнем прошлого года). А общий объем составит 160 миллиардов долларов.

В рамках нацпроекта принят закон, преду-сматривающий возмещение НДС при экспорте услуг по аналогии с экспортом товаров. Это снизит нагрузку для компаний, экспортирующих услуги, в том числе транспортных компаний, IT‑компаний, организаций, оказывающих другие виды услуг.

Упомянул Антон Силуанов и о нацпроекте «Производительность труда и поддержка занятости», участниками которого в текущем году станут более 300 предприятий. Реализуемые мероприятия позволят примерно двум третям предприятий, участвующих в проекте, повысить производительность труда на 10% в год.

– Проекты направлены на повышение производительности труда и в социальной сфере. Речь идет о таких проектах, как «Бережливая поликлиника», «Комфортная школа». Важно, что повышение производительности труда должно привести не к сокращению занятости, а к изменению структуры в пользу роста высокооплачиваемых рабочих мест, – комментирует зампред правительства. – Кроме того, нацпроект позволит повышать вовлеченность работников в процесс деятельности компаний, и его реализация поможет достичь намеченных на текущий год показателей по росту производительности труда – это 1,4% в целом по экономике.

Третий проект, направленный на экономическое развитие, – это «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Сегодня в сфере малого и среднего бизнеса занято 19 миллионов граждан, а вклад сектора в экономику составляет 22%. Цель на ближайшие годы – дополнительно создать почти шесть миллионов рабочих мест в сфере МСП и повысить вклад этого сектора в полтора раза.

К первым итогам реализации данного проекта относится создание нового режима для самозанятых; запуск эксперимента в четырех субъектах Российской Федерации по применению налога на профессиональный доход. Заработала программа льготного кредитования МСП. Заключено более тысячи кредитных договоров на сумму почти 50 миллиардов рублей. До конца года планируется предоставить льготных кредитов в объеме до триллиона рублей. В прошлом году этот показатель составлял 80 миллиардов рублей.

Расширяется доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к системе государственных закупок. В перечень крупнейших заказчиков, обязанных осуществлять закупки у субъектов МСП, включены более полутора тысяч заказчиков. Объемы закупок у субъектов МСП установлены в качестве ключевых показателей эффективности для организаций с госучастием.

Для поддержки начинающих и действующих предпринимателей развивается информационный ресурс «Бизнес‑навигатор МСП», позволяющий выбрать вид бизнеса, подобрать помещение, рассчитать примерный бизнес‑план, получить информацию о доступных мерах поддержки.

– Что касается финансового обеспечения нацпроектов. Поставленные в майском указе задачи потребовали концентрации на их решение беспрецедентных финансовых ресурсов – 25,7 триллиона рублей за шесть лет, более половины из которых – это средства федерального бюджета, – уточняет Антон Силуанов. – Создана и развивается абсолютно новая система мониторинга реализации нацпроектов, в том числе и хода их финансового обеспечения. Правительством принято порядка 70 постановлений с правилами предоставления средств, заключено более трех тысяч соглашений с регионами и юридическими лицами.

Финансирование будет осуществляться в три этапа. Первый предполагает доведение лимитов бюджетных обязательств. На текущий год доведено таких лимитов, то есть прав на использование бюджетных средств, в объеме 1,6 триллиона рублей, или 94% от объема ассигнований. Это выше, чем в среднем по федеральному бюджету.

– Необходимо отметить, что есть отставание в части планового периода, то есть 2020 и 2021 годов. Здесь мы планируем, что все необходимые решения по доведению лимитов на предстоящие два года будут приняты до внесения проекта бюджета на следующие три года в Госдуму, – отметил министр финансов.

Второй этап финансирования – это заключение контрактов и соглашений. По состоянию на 7 мая бюджетные ассигнования на 2019 год приняты в объеме 1,4 триллиона рублей, то есть 84% от доведенных лимитов – выше, чем по федеральному бюджету, где фиксируется в среднем 65%.

Антон Силуанов напомнил: более трети расходов на нацпроекты – это межбюджетные трансферты субъектам. Их общий объем составляет 590 миллиардов рублей. Кассовое исполнение мероприятий нацпроектов за счет средств межбюджетных трансфертов с начала года составило 43 миллиарда рублей, или чуть больше 7% от утвержденного объема. А с учетом произведенных регионами расходов – 90 миллиардов рублей, или 8,3% от утвержденных расходов. Такой невысокий уровень обусловлен тем, что после заключения соглашений с Российской Федерацией в регионах проводится конкурсная процедура, а также доводятся бюджетные ассигнования до муниципалитетов, потому что значительная часть нацпроектов реализуется именно на этом уровне.

В завершение Антон Силуанов подчеркнул, что в рамках работы с нацпроектами проведена серьезнейшая модернизация всей системы государственного управления. Впервые обеспечена непосредственная увязка бюджетных ассигнований с результатами проектов. Результаты федеральных проектов распределены по регионам и зафиксированы в соглашениях, внедрена и развивается полноценная система мониторинга по всем уровням управления проектами, которая постепенно будет распространяться на весь комплекс программного управления.

– Текущий год – это первый год настройки и реализации нацпроектов. Динамика экономического роста за I квартал складывается несколько выше прогнозных ожиданий, и начало реализации нацпроектов является дополнительным источником роста, это позволит обеспечить нам запланированные показатели указа в экономической сфере в 2019 году, – резюмировал он.

 

Алена Бехметьева. Фото: www.kremlin.ru



 



ООО «Издательский дом «Реальная экономика»
190020, Санкт-Петербург,
Старо-Петергофский пр., 43 45, лит. Б, оф. 4н
Тел.: (812) 346-5015, 346-5016
Факс: (812) 325-2099    E-mail: info@e-c-m.ru

© 2010-2018 Журнал «Эффективное антикризисное управление. Практика»