Журнал, посвященный вопросам непрерывности бизнес-процессов,
профилактике возникновения и урегулирования кризисных ситуаций на предприятии.

Распространяется вместе с научным журналом «Стратегические решения и риск-менеджмент».



Новости

19.11.2019
«Управленческие науки»-2019: на пути к устойчивому развитию

15.11.2019
«Криптен» создал двухстороннюю голограмму для полимерной банкноты

08.11.2019
Программный комитет подвел итоги XVIII Общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах городах России: национальные цели и эффекты для территорий»

30.10.2019
Государство и бизнес: поиск баланса

29.10.2019
Национальные цели и эффекты для территорий

29.10.2019
Завершился первый день «Форума стратегов – 2019»

21.10.2019
В пресс-центре МИЦ «Известия» пройдет пресс-конференция по теме «Национальные цели и эффекты для регионов»

19.10.2019
Национальные проекты, цифровизация и развитие территорий: мероприятия Центра стратегических разработок на Форуме стратегов 2019

18.10.2019
Круглый стол «Стратегический мастер-план на часть внутригородской территории – новый инструмент территориального стратегирования»

17.10.2019
«Криптен» создал голограммы нового поколения для ID-карт





  О журнале


  Издатель


  Подписка


  Сотрудничество


  Свежий номер


  Архив номеров

 

 

 

 

 

 

Экономика России: политики и эксперты собирают «конструктор»

За два дня IV Московский финансовый форум посетили свыше четырех тысяч человек. Более 200 спикеров приняли участие в 28 мероприятиях деловой программы. Дискуссия на этот раз была выстроена вокруг ключевых тем актуальной повестки: реализации национальных проектов, эффективности управления бюджетными расходами, привлечения частных инвестиций для реализации социально-значимых проектов и внедрения цифровых технологий.


Нажали одновременно на две педали

Большой интерес аудитории вызвала пленарная сессия «Экономические реформы в России: эволюция и сегодняшние приоритеты», в которой приняли участие: президент, председатель правления Сбербанка Герман Греф, первый заместитель председателя правительства РФ – министр финансов РФ Антон Силуанов и председатель правления ООО «УК «РОСНАНО», председатель правления ФИОП Анатолий Чубайс.

Эксперты отметили, что Россия накопила богатый опыт реформ: от преобразований Витте и Столыпина до «шоковой терапии» 90‑х. Различные нововведения не раз круто меняли вектор социально-экономического развития нашей страны. Вопрос в том, можно ли успешно использовать этот исторический багаж, сумев избежать ошибок прошлого?

Анатолий Чубайс убежден: управлять экономикой и государством в целом несложно. В подтверждение своих слов он провел аналогию с управлением автомобилем:

– Есть две педали – газ и тормоз. Как мы с вами понимаем, нужны обе. Педаль газа – это экономика, вера в лучшее, решения вице-премьера. Педаль тормоза – правоохранительная система. Мы ухитрились нажать на обе педали одновременно. В настоящее время у нас блестящая, лучшая за 28 лет бюджетная, кредитно-финансовая политика, фантастические результаты – начиная от показателя государственного долга к ВПП, заканчивая уровнем инфляции, но экономического роста фактически нет. Сдвинуться с места, нажав на обе педали враз, невозможно. На мой взгляд, нужно что‑то делать с педалью «тормоз», а в нашем случае с правоохранительной системой.

Герман Греф думает иначе:

– С течением времени управлять Россией становится сложнее: чем более сложные проблемы на повестке дня, тем более сложные инструменты для их устранения необходимо использовать. Ключевая проблема в том, что у нас нет бизнес-модели экономического роста страны. Ко всему прочему: если не можем прийти к консенсусу, что именно нужно делать, то вопрос «как?» вообще не стоит в повестке дня, – заявил глава Сбербанка. – Приоритет на сегодня – осознание модели развития экономики в широком смысле слова и социальной политики и адаптация под эту модель системы управления. Это не зависит от объема денег. В эффективной модели и в отсутствие ресурсов можно найти решение, в неэффективной – при избытке ресурсов единственное, что производится, – большое количество шума, которое не дает результата. В макромасштабе то же самое: если у нас нет эффективного инструмента, совершенно бессмысленно обсуждать все остальное, сколько бы средств туда ни направили – эффективность будет отрицательной. Следовательно, нам необходимо определиться с моделью и создать рабочую систему управления.

Герман Греф убежден: сейчас открываются большие возможности благодаря стремительному распространению и внедрению цифровых технологий.

– «Умные» технологии взорвали все сферы: управления, здравоохранения, образования, индустрии, сервисов. Соответственно, все деньги по нацпроектам нужно пустить на переизобретение, создание новой модели в каждой из этих сфер, – полагает он.

Антон Силуанов в свою очередь считает государственным приоритетом улучшение качества жизни людей. При этом он не согласился с коллегами относительно отсутствия «модели прорыва» экономики:

– Она есть. У нас есть конкретные цели, есть инструменты для их достижения, ресурсы и план действий. Возможно, мы используем несовершенные методы и механизмы, но давайте корректировать их сообща.

По мнению министра финансов, «такой макроэкономики, как в России, нет ни в одной стране мира, но с микроклиматом – защитой прав собственности, доступностью ведения бизнеса и доступностью ресурсов действительно не все в порядке».

– Чтобы экономика «поехала», нам нужно, помимо создания макро- и общеэкономических условий, дать надежду и понимание бизнесу, что государство не будет менять условия и не будет «кошмарить» его с точки зрения защиты прав собственности, а, наоборот, готово помогать в ее обеспечении. Национальные проекты – лишь один из инструментов, нужны структурные изменения, – подчеркнул Антон Силуанов. – Если сможем немного отпустить педаль тормоза, нацпроекты дадут движение вперед, поскольку подразумевают поддержку малого и среднего предпринимательства, экспортеров, стимулирование производительности труда, внедрение цифровых технологий. Это просто не может не сработать, потому что государство выделило на реализацию нацпроектов большие средства, подключило значительные человеческие ресурсы.

Герман Греф признал, что лично он не верит в эффективность нацпроектов:

– Я не вижу связи между тем, что запланировано на ближайшие годы, и цифрами, которые будут на выходе. Нас рассудит время, через два года можно будет делать выводы. Конечно, часть моментов, отраженных в нацпроектах, хорошие и правильные, но в совокупности они не дадут результата. Не забывайте, что сегодня мы находимся в совершенно других условиях.



Вынуждены ориентироваться на интуицию

Посмотреть под новым углом на проблематику повышения производительности труда предложили участники сессии «Производительность труда как образ мышления». Как отметила директор Центра повышения производительности труда Екатерина Гришина, модерировавшая дискуссию, в соответствии с национальными целями Российская Федерация должна совершить колоссальный рывок и выйти на темпы роста производительности труда в 2024 году на 5% в базовых несырьевых отраслях экономики (обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и т.д.). Однако достижение таких амбициозных целей возможно только за счет формирования нового бизнес-мышления, как среди руководящего состава, так и на уровне рядовых сотрудников.

Этот посыл поддержал заместитель министра экономического развития РФ Петр Засельский, напомнив, что в настоящее время в России реализуется национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости».

– На мой взгляд, производительность труда – вполне измеримый показатель. Он зависит от многих составляющих: уровня образованности управленческого персонала, технической оснащенности предприятий и других компонентов. Наша задача – собрать этот конструктор. Сопоставление и комбинация основных треков, обозначенных в нацпроекте, позволит выйти на новый уровень производительности, – уверен представитель ведомства. – Не последнюю роль играет работа с человеческим капиталом. В этой связи мы должны выяснить, насколько уровень корпоративной и организационной культуры предприятия влияет на производительность труда. Есть разные мнения, но вряд ли кто‑то будет спорить с тем, что без выстроенной системы работы с сотрудниками стоит рассчитывать на высокий результат.

Спикер подчеркнул: проведенные исследования и опыт взаимодействия с предприятиями целевой группы нацпроекта (в данный момент – компаниями несырьевых отраслей экономики) свидетельствуют о том, что большинство из них не задумываются о производительности труда и тем более – о работе с человеческим капиталом.

– Та организационная культура, которую мы хотим привнести, пока существует в компаниях стихийно как некий набор никак не систематизированных правил и понятий, сотрудники на интуитивном уровне решают, как надо и не надо делать. Но это должно быть закреплено на уровне документов, – убежден Петр Засельский.

В рамках одного из направлений нацпроекта по обучению управленческих кадров была разработана программа «Лидеры производительности». Ее оператором выступает Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ. Один из треков данной программы посвящен работе с человеческим капиталом.

– Таким образом, мы хотим донести до руководителей предприятий, акционеров некие правила, конструкции взаимодействия с сотрудниками, которые могли бы применяться для развития их потенциала, – поясняет представитель ведомства. – Не секрет, что в развитых системах сами сотрудники подают предложения относительно совершенствования конкретных процессов и деятельности предприятия в целом. Мой опыт работы в банковской сфере показывает, что без наличия железной воли руководителя добиться ощутимых результатов будет достаточно сложно. В данном случае речь идет о системной работе, руководитель должен поддерживать ценности, которые он несет и доводит до остальных – только своим примером можно показать, что эта система работает. Опять же, согласно исследованиям, в большинстве российских предприятий декларируемая система ценностей отличается от реальной. Поэтому в рамках своей деятельности мы хотели бы создать комплекс методических рекомендаций и донести их до нашей целевой группы, чтобы они не на словах, а на практике работали с персоналом, талантами, молодежью, развивали систему наставничества, применяли материальное стимулирование. Понятно, что невозможно разом внедрить все элементы, это должно происходить постепенно. К тому же нужно учитывать размер предприятия: чем оно больше, тем больше элементов там можно внедрить.

Один из первых еще в 2017 году в проект по производительности труда вошел Пермский край. На сегодняшний день в него вовлечено 55 предприятий, до конца года подключатся еще 14. Всего в рамках проекта правительство региона планирует охватить 140 предприятий.

– На предприятиях, которые вошли в проект, производительность труда в среднем выросла на 15–20%, а по отдельным операциям на 30–50%. Кроме того, там фиксируется рост зарплаты в 2 раза выше уровня инфляции – на 7–8%, – сообщил губернатор Пермского края Максим Решетников. – Как правило, рост производительности должен сопровождаться ростом загрузки, то есть параллельно мы поддерживаем данные предприятия в части экспорта продукции, взаимодействия с крупнейшими сырьевыми предприятиями – такими, как: ЛУКОЙЛ, РЖД, «Газпром», «Россети». Хочу отметить: это первый проект, когда государство рискнуло в таких объемах профинансировать, по сути, консалтинг в интересах предприятий, и предприятия поверили государству, сделали шаг навстречу для выстраивания эффективного взаимодействия. Предприятия, вошедшие в проект, сделали это осознанно, без давления сверху. Сейчас их пример вдохновляет других, и наш проект приобрел лавинообразный характер. В результате за 2,5 года сформировалась некая культура производительности труда. В дальнейшем планируем масштабировать и тиражировать этот опыт – видим интерес со стороны сферы транспорта, сельского хозяйства, ЖКХ. При этом, на мой взгляд, нужно подключать и самую непроизводительную на данный момент сферу социальных услуг – медицинских, образовательных, а также правоохранительную, где у нас большая занятость, но низкая производительность труда.

Вице-президент – управляющий директор Управления экономической политики и конкурентоспособности Российского союза промышленников и предпринимателей Мария Глухова подчеркнула, что крупные отечественные компании не просто задумываются о необходимости повышения производительности труда, но и делают это частью своей корпоративной практики.

– Мы опросили членов РСПП, примерно 50% из которых – крупный бизнес, и выяснили, что более чем в 2 / 3 компаний утверждены программы, стратегии или другие документы по производительности труда. Это значит, что производительность труда как комплексная задача стала частью корпоративной политики. Другое дело, что не всегда цель по повышению производительности труда внедряется в глубину, становится образом мышления – некоторые останавливаются на верхнем уровне. Сегодня система KPI внедрена только в трети опрошенных нами компаний. С другой стороны, какие‑то элементы повышения производительности труда, работы сотрудников, мотивирования, организации управления в компаниях есть; какие‑то массовые механизмы – программы материального стимулирования есть практически в каждой компании, особенно если она заинтересована в повышении эффективности работы с персоналом, – комментирует Мария Глухова. – Кстати, с 2008 года одной из самых серьезных проблем бизнеса остается дефицит квалифицированных кадров, что является барьером для развития компаний. Причем эта тенденция сохраняется, независимо от состояния экономики.

В ходе сессии всем ее участникам было предложено поучаствовать в интерактивном опросе. Так, отвечая на вопрос – что в наибольшей степени влияет на производительность труда сотрудников, 60% выбрали вариант ответа «образ мышления и мотивированность сотрудников», около 20% считают, что система управления в компании и директивы руководства, 15% проголосовали за современные технологии и оборудование. А вот выбирая из предложенных вариантов ответа, что в большей степени влияет на рост производительности труда, 37,5% респондентов высказались за развитие культуры высокой производительности, 31,3% – за цифровизацию, 15,6% – за обучение сотрудников и наставничество.



Впереди России всей

На сессии «Влияние инвестиционного климата на финансы и экономику города» говорили о том, что на фоне непростой внешнеполитической и макроэкономической ситуации Москва демонстрирует устойчивую положительную динамику ключевых экономических, финансовых и инвестиционных показателей. Несмотря на санкции, сохраняется интерес к столице со стороны российских и иностранных инвесторов.

– Говоря об инвестициях, мы всегда думаем о создании полноценной экосистемы, максимально охватывающей направления, в которых работают предприниматели, чьими услугами пользуются москвичи. Поэтому, начиная работу по созданию благоприятного инвестиционного климата, мы сделали упор на снижение административных барьеров, в частности постарались перевести в электронный вид все госуслуги, оказываемые органами власти города, существенно сократив сроки их оказания, – комментирует заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов. – Мы выстроили плотное взаимодействие с коллегами из федеральных органов власти и стараемся оперативно решать вопросы, возникающие у инвесторов не только в отношении городских организаций, но и с представителями ФОИВов.

В рамках работы с инвесторами внимание городских властей направлено и на так называемый «теневой» сектор.

– Речь идет об инвестициях, которые мы не видим, и экономике, работающей не на общее благо, не на экономику региона в целом, а на экономику конкретных компаний или физических лиц. В этой связи мы провели масштабную работу по легализации рынка мелкой розничной и нестационарной торговли, та же продолжающаяся работа с самостроями направлена на легализацию сферы строительства, процессов в сфере инвестирования и выведения работы компаний в понятное прозрачное русло, – пояснил заместитель мэра. – По нашим оценкам, «теневой» сектор в Москве составлял минимум 20% от ВРП, мы сократили его минимум в два раза.

По мнению Владимира Ефимова, выбирая инструментарий поддержки или создания инвестиционного климата в городе или регионе, не нужно делать ставку на один механизм.

– Мы шли широким фронтом, понимая, что если сделаем упор на какой‑то конкретный инструмент, то получим хромую, неустойчивую систему. Каждая мера внесла свой вклад в развитие инвестиционного климата и в результате, по оценкам Агентства стратегических инициатив, в 2019 году Москва стала лидером соответствующего рейтинга. Впредь планируем расширять используемый инструментарий, – заявил представитель власти.

Заместитель генерального директора АНО «Агентство стратегических инициатив» Александр Пироженко заметил: хотя Москва заняла первое место в Национальном рейтинге в 2019 году (в 2018‑м столица была второй после Тюменской области), расслабляться не стоит – остаются зоны для серьезной работы. В частности, предприниматели отмечают существенный рост административного давления.

Исполнительный директор АНО «Национальный центр ГЧП» Максим Ткаченко добавил, что с 2015 года Москва занимает первое место по развитию государственно-частного партнерства (ГЧП). Спикер уточнил, что совокупный объем государственных и частных инвестиций в проекты ГЧП в столице составляет 649 миллиардов рублей (в 7 раз больше, чем в Санкт-Петербурге, и в 15 раз больше, чем в других регионах, входящих в топ-5 по уровню развития сферы ГЧП). 584 миллиарда – это частные средства. Реализуются уже 49 проектов.

– С точки зрения соотношения инвестиций в проекты ГЧП на один бюджетный рубль в Москве приходится 10 рублей частных, а в среднем по стране это соотношение 1:4, – пояснил эксперт. – Москва, по сути, сконцентрировалась на двух полюсах. Коммерчески интересные, окупаемые проекты зачастую не требуют бюджетной поддержки ввиду высокого платежного спроса, высокой плотности населения, они сами себя окупают. Это касается, к примеру, социальных и спортивных объектов. Другая важная особенность контрактов жизненного цикла заключается в том, что инвестор верит в них тогда, когда видит стабильный бюджет и вменяемого публичного партнера, который не будет уклоняться от обещаний в плане платежей. Москва зарекомендовала себя как удобный и надежный партнер.

Также в ходе дискуссий эксперты говорили о первых успехах и сложностях, с которыми регионы столкнулись при реализации нацпроектов; повышении доступности и качества поддержки граждан путем цифровизации; оптимизации механизмов госзакупок; перспективах отечественной экономики и финансовых рынков; совершенствовании таможенного администрирования; финансовом обеспечении планов развития территорий; эффективности управления бюджетными расходами; развитии системы финансового контроля и аудита в секторе государственного управления и других актуальных вопросах.

 

Елена Восканян. Фото: mff.minfin.ru



 



ООО «Издательский дом «Реальная экономика»
190020, Санкт-Петербург,
Старо-Петергофский пр., 43 45, лит. Б, оф. 4н
Тел.: (812) 346-5015, 346-5016
Факс: (812) 325-2099    E-mail: info@e-c-m.ru

© 2010-2018 Журнал «Эффективное антикризисное управление. Практика»