Журнал, посвященный вопросам непрерывности бизнес-процессов,
профилактике возникновения и урегулирования кризисных ситуаций на предприятии.

Распространяется вместе с научным журналом «Стратегические решения и риск-менеджмент».



Новости

24.04.2019
XVI Международный профессиональный форум "НОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ В УПРАВЛЕНИИ РИСКАМИ – СТРЕМЛЕНИЕ В БУДУЩЕЕ"

19.04.2019
Яркие идеи и надёжные технологии: «Криптен» представил защитные нити на Currency Conference

10.04.2019
На семинаре «Энергетика, экономика, общество» обсудили особенности модернизации российской энергетики

07.04.2019
Новые визуальные эффекты от «Криптен»

26.03.2019
Семинар «Энергетика. Экономика. Общество»

25.03.2019
Защитные нити НПО «Криптен» на конференции The High Security Printing

22.03.2019
Тринадцатая конференция «Корпоративные системы риск-менеджмента»

28.02.2019
VII национальная практическая конференция Внутренний контроль и аудит в России

07.02.2019
Дифракционные защитные элементы НПО «Криптен» на конференции НИИ Гознака

23.01.2019
Внутренний контроль и аудит в России. Эффективный контроль или контроль эффективности?





  О журнале


  Издатель


  Подписка


  Сотрудничество


  Свежий номер


  Архив номеров

 

 

 

 

 

 

Без страха перед рисками

В рамках Петербургского экономического форума эксперты обсудили проблемы формирования нового облика предпринимательства

С ростом влияния ряда стран, претендующих на роль нового центра мировой экономики, появляется новое поколение предпринимателей, стремящихся изменить расстановку сил на рынке и потеснить нынешних игроков. Какое влияние оказывают предприниматели из стран БРИКС на формирование конкурентной среды, какие трудности необходимо преодолевать, чтобы сохранить конкурентоспособность на мировом рынке, какие рамки ответственности остаются у новых представителей современного бизнеса? Об этом рассуждали участники панельной дискуссии «Рост предпринимательской активности в странах БРИКС и формирование нового облика предпринимательства», прошедшей в рамках XVI Петербургского международного экономического форума.

– Недавно я был в жюри уникального конкурса в Монте-Карло – «Лучший предприниматель мира», – открыл дискуссию президент ИК «Тройка Диалог» Рубен Варданян. – За несколько дней конкурса я услышал более 50 разных историй предпринимателей из многих стран. На мой взгляд, это были истории необыкновенных людей, которые не просто зарабатывали деньги – эти неординарные профессионалы, объединенные своей мечтой, обеспечили мировой экономике миллиарды долларов выручки.

Каков он, современный предприниматель, отличается ли он от успешных менеджеров крупных корпораций? На этот вопрос представители разных стран, структур и компаний отвечают по-своему, но все сходятся во мнении, что многое зависит от текущей экономической ситуации в мире.

По мнению Жерара Лопеса, основателя Mangrove Capital Partners и Genii Capital, который в 22 года начал свой бизнес, когда есть изменения в мировой экономике, крупные компании теряют свои позиции, это открывает дополнительные возможности для тех, кто умеет быстро действовать, – для предпринимателей.

Действительно, согласился с собеседником Джеймс Терли, председатель совета директоров, главный исполнительный директор Ernst & Young Global, предприниматели сначала смотрят на мир вокруг них, изучают проблемы и потребности, и, вместо того чтобы сидеть сложа руки, они начинают что-то делать – продукт или сервис.

– Безусловно, предприниматели смелее, чем мы, – отметил Д. Терли. – Они готовы рисковать, чтобы идти к своей цели, они настойчивы – многие из наиболее успешных предпринимателей, с которыми я когда-либо встречался, терпели неудачи, но потом начинали заново. По итогам одного из наших недавних исследований, в котором участвовали крупные компании и предприниматели, лишь 19 процентов крупных компаний ищут новые возможности для развития деятельности, ограничиваясь только защитой своих активов и сокращением затрат, тогда как в сфере малого бизнеса 2/3 его участников, несмотря на все сложности, стараются расширить свою деятельность и используют любые возможности для того, чтобы выиграть большую долю рынка.




Каков статус предпринимателя в России? На этот вопрос Кирилл Андросов, управляющий партнер Altera Capital, ответил определением предпринимателя от известного гуру в мире бизнеса – профессора Говарда Стивенсона (Howard Stevenson), основателя предпринимательской программы в Гарвардской школе бизнеса.

– Это человек, который постоянно находится в погоне за возможностями, не обращая внимания на доступные ему ресурсы, – сказал К. Андросов. – Фраза была произнесена профессором в 1983 году, и сейчас я позволю ее провокационно перефразировать: в России предприниматель – это человек, который постоянно защищает свои ресурсы, несмотря на избыток природных ресурсов в стране, в которой он находится. На мой взгляд, это справедливо для России и большинства стран БРИКС. Иными словами, большую часть своей активности предприниматель вынужден тратить не на созидание, а на защиту и сохранение. Это не новость, а то, что досталось нам вместе с развивающейся экономикой. Если говорить о новом облике предпринимателя, то за последние годы, и в первую очередь после кризиса, сформировались три основные черты, на которые стоит обратить внимание. Первая: у предпринимателя появилось глобальное мышление, он стал все чаще выходить за рамки собственной страны – географические границы перестали играть существенную роль в стратегии развития. Вторая черта: современные предприниматели прекрасно знают преимущества структуры капитала и возможности финансирования своего бизнеса – современный предприниматель обладает богатым набором инструментов организации финансирования своего бизнеса. И третья черта говорит о том, что стало меньше страхов – предприниматель меньше боится ограничений и рисков, которые на него накладывает окружающая среда.




По словам Камрана Елахяна, председателя, сооснователя Global Catalyst Partners, современных предпринимателей всех стран объединяет новый стиль ведения и управления бизнесом, основанный не на диктаторстве, а на сотрудничестве, общем определении целей и совместной ответственности. Если раньше вся ответственность возлагалась на босса, то нынешний глава компании предпочитает совместную с коллективом ответственность.

Однако могут ли новые принципы ведения бизнеса и деление ответственности избавить владельцев бизнеса от агрессивного поведения в деловом пространстве, даже если речь идет о защите собственных интересов?

– Агрессия не является позитивной характеристикой бизнеса, – полагает Леонид Казинец, председатель совета директоров и основатель корпорации «Баркли». – Думаю, здесь уместна английская пословица, которую на русский язык можно перевести так: «Ты имеешь то, за что готов платить; то, чем ты готов платить за свой бизнес; то, насколько ты готов жертвовать чем-то». Это гораздо более важные критерии, чем возможность «кусаться». Наверное, необходимость защищать свои активы – это нормальная черта конкурентной борьбы. Главное, что мы вкладываем в этот смысл. Если мы наращиваем конкурентные преимущества, совершенствуем юридическую защищенность, прозрачность бизнеса, в том числе отсутствие зависимости от административных ресурсов, – это и есть самая лучшая защита бизнеса.

Защищать свой бизнес и защищать компанию – не одно и то же. Хотя, полагают эксперты, риски предпринимателей и руководителей компаний имеют общие корни. Так считает Максим Волков, генеральный директор, член совета директоров ОАО «ФосАгро», который утверждает, что менеджер среднего звена в крупной компании мало чем отличается от предпринимателя.

– Уровень рисков, который каждый менеджер принимает на себя каждый день, сопоставим с рисками предпринимателя, который ставит все на карту, – отметил Волков. – Если говорить про уровень агрессии, то в странах БРИКС он несколько выше, чем в развитых странах, и объясняется тем, что предприниматели БРИКС довольно молоды, амбициозны и готовы принять на себя гораздо больший риск, чем коллеги из развитых стран. Наряду с этим первые обладают гораздо меньшим ресурсом, чем предприниматели развитых государств.




Стоит отметить, что в числе стран БРИКС Россия обладает еще меньшим преимуществом в сфере предпринимательства. Как рассказал Артем Аветисян, директор направления «Новый бизнес» Агентства стратегических инициатив, настораживает тот факт, что в нашей стране лишь 4,6 процента компаний работают менее трех с половиной лет. Иными словами, у нас очень мала доля нового бизнеса.

– Помимо того что нужно защищать свой бизнес, его очень сложно начать, потому что существует огромное количество барьеров, с которыми сталкиваются предприниматели, подчеркнул А. Аветисян. – Если сравнивать Россию со странами БРИКС, то есть только две страны – Бразилия и Индия, положение в которых хуже, чем в России. Все знают, что Россия в рейтинге Всемирного банка находится на 120-м месте. Нас серьезно опережает Китай – 91-е место, Южная Африка – 35-е место. Для сравнения: США – на 4-м месте, Германия на 19-м, лидером является Сингапур.

По словам А. Аветисяна, многие достижения зарубежных предпринимателей можно скопировать на российскую почву и серьезно упростить некоторые проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели. Например, в нашей стране, для того чтобы построить 2-этажный склад для книг, предприниматель должен пройти 51 процедуру оформления необходимой документации, это занимает примерно 423 дня и стоит порядка 18 200 долларов. Для сравнения: в Бразилии этот же вопрос включает прохождение 17 процедур за 469 дней и стоит 3000 долларов. Если брать вопросы оформления документации по технологическому присоединению к электросети, то наша страна по этому показателю вообще находится на 183-м месте среди мировых государств. Чтобы подключить к электросети вышеупомянутый склад, требуется 10 процедур, которые занимают 281 день и будут стоить 183 тысячи долларов. В Бразилии это 6 процедур, 34 дня и 12 тысяч долларов, а в Германии всего 3 процедуры, 17 дней и 21 тысяча долларов. Какой бизнесмен захочет заниматься бизнесом, сталкиваясь с такими проблемами? Не случайно формирование здорового предпринимательского климата – одна из основных перспективных задач в нашей стране.

Действительно, в рамках Петербургского международного экономического форума президент России Владимир Путин озвучил намерения по созданию Экономического совета, в рамках которого будут сформированы несколько рабочих групп. Одно из подразделений займется защитой прав предпринимателей, входящей в компетенцию омбудсмена Бориса Титова.




По словам Кирилла Андросова, сфера предпринимательства в России находится в таком плачевном состоянии, что появление любого нового института, направленного на защиту интересов его участников, – это очень позитивная инициатива. Хотя масштаб системных проблем данной сферы говорит о том, что одним омбудсменом в нашей стране не обойтись.

– Никакие личные таланты омбудсмена не заменят глобальную систему, – добавил Леонид Казинец. – Удастся ли ему поменять принципы отношения к бизнесу, пересмотреть механизмы принятия законов и узнать, насколько это улучшает состояние национальной экономики? И если мы под национальной экономикой понимаем состояние национального производителя, то давайте прямо спросим: дают ли национальному производителю принимаемые законы и кодексы возможность лучше работать? Если нет, то не надо их принимать. Речь о том, будут ли у производителя полномочия и системные возможности принципиально менять подходы к предпринимательству как к основному двигателю экономики.

– Все зависит и от личности, и от института, – отметил Максим Волков. – Появился определенный сигнал в создании такой структуры и создании агентств стратегических инициатив для поддержки бизнеса. Но главный сигнал в том, что власть стала относиться очень внимательно к проблемам бизнеса.

Внимательное отношение к бизнесу со стороны власти стало хорошим знаком и надеждой на решение внутренних проблем предпринимательства. Но может ли государство повлиять на то, чтобы молодые люди стремились строить собственный бизнес не только на принципах достижения собственной прибыли, но и на пользе обществу, которое пока еще не готово изменить свое отношение к богатству.

По словам Камрана Елахяна, предприниматели – это смелые люди, которые создают новые продукты, услуги и могут изменить общество и даже мир. Большинство предпринимателей обладают страстью и энтузиазмом, способными изменить себя и жизнь других людей.

Современный бизнес стал мобильным. Многие его участники, получив полезный опыт в своей стране, строят успешный бизнес за рубежом. Появляется новый тренд – глобальность предпринимательства.

– На примере России видно, что есть предприниматели, которые, создав успешные бизнес-модели в отечественном ИТ-секторе, на потребительском рынке, в науке и машиностроении, не только нашли свое дело, но и продолжили жизнь в Сингапуре, Швейцарии, Лондоне – там хороший предпринимательский климат, и это тенденция, – сказал К. Андросов. – Те, кто добился чего-то в России, потом выбирают комфорт семьи и предпринимательской среды за рубежом. С другой стороны, говоря об успехе иностранцев в России, отмечу, что наши коллеги с развивающихся рынков достигают успеха в нашей стране гораздо быстрее, чем те, кто приезжает заниматься предпринимательской деятельностью из развитых стран. Первые понимают, как вести здесь дела, тогда как вторые после нескольких лет борьбы сдаются и возвращаются домой. Человек с европейским мышлением привык к определенному алгоритму поведения, который в нем воспитан сотни лет.

По мнению зарубежных экспертов, российским предпринимателям тоже нелегко строить бизнес за границей. В данном случае с ними вполне согласны российские специалисты в области бизнес-технологий. И дело не в том, каков менталитет участников малого и крупного бизнеса, достаточен ли уровень образования и опыта, есть ли средства на собственное дело, предусмотрены ли отступные пути в случае рисковых ситуаций. Главное, что крайне необходимо в формировании универсального предпринимателя, способного изменить свою жизнь и добиться благ для других, – это то, что государство должно поддержать его в любых начинаниях, независимо от географии их реализации и гарантий возврата инвестиционных вложений.




 

Ирина КРИВОШАПКА



 



ООО «Издательский дом «Реальная экономика»
190020, Санкт-Петербург,
Старо-Петергофский пр., 43 45, лит. Б, оф. 4н
Тел.: (812) 346-5015, 346-5016
Факс: (812) 325-2099    E-mail: info@e-c-m.ru

© 2010-2018 Журнал «Эффективное антикризисное управление. Практика»