Журнал, посвященный вопросам непрерывности бизнес-процессов,
профилактике возникновения и урегулирования кризисных ситуаций на предприятии.

Распространяется вместе с научным журналом «Стратегические решения и риск-менеджмент».



Новости

15.11.2018
«Управленческие науки – 2018»: на пути к цифровизации

13.11.2018
На семинаре «Энергетика. Экономика. Общество» обсудили проблемы совершенствования регулирования цен

06.11.2018
14 ноября 2018 года в Москве пройдет XII Ежегодный форум «Будущее страхового рынка», организуемый рейтинговым агентством RAEX

23.10.2018
Семинар «Энергетика. Экономика. Общество»

23.10.2018
Новые технологии «Криптен» на Евразийской неделе

19.10.2018
Сетевые сообщества, нацпроект «Образование», межмуниципальное сотрудничество в системе стратегического управления: повестка ЦСР на Форуме стратегов

19.10.2018
Реализуем Стратегию вместе: эффективная коммуникация власти, бизнеса и общества

19.10.2018
На встрече «Legal Top» состоялась презентация Ассоциации юристов в сфере ликвидации и банкротства

18.10.2018
На Форуме стратегов обсудят инструменты реализации «Майских указов» президента в сфере образования

15.10.2018
24 октября 2018 года в Москве состоится XIV Russia Risk Conference 2018





  О журнале


  Издатель


  Подписка


  Сотрудничество


  Свежий номер


  Архив номеров

 

 

 

 

 

 

Инновациям необходим глобальный рынок

Компания становится инновационной, когда может продавать свою продукцию за пределами страны и создавать продукцию, ориентируясь на мировой рынок

Скорость технологических изменений никогда еще не была настолько высокой. В условиях перехода на качественно новый уровень развития участники рынка должны уметь внедрять стратегии быстрых изменений для сохранения конкурентоспособности. Все оказались перед выбором: ручное управление процессом преобразований или создание условий для естественного роста. Можно ли обеспечить необходимую динамику преобразований за счет исключительно стимулирующих мер? Какие инструменты и мотивы «принуждения» могут быть применимы в рыночной экономике? Какие риски существуют? На эти вопросы отвечали участники панельной дискуссии «Создавая инновации: стимулировать нельзя принуждать», прошедшей в рамках форума «Открытые инновации», состоявшегося в октябре 2014 года в Москве.

Пекка Вильякайнен– Что должно и не должно делать правительство для процветания инноваций? – с таким вопросом обратился к участникам дискуссии Пекка Вильякайнен, советник президента фонда «Сколково». – Инновации обладают загадочной репутацией. Я был в 47 российских городах и могу сказать, что одна из проблем городов – не подобрать инвестиции, а обеспечить координацию работы между органами власти.

Пекка Вильякайнен рассказал о трех подходах, которые, по его мнению, могут определить роль государства: «мнение предпринимателей» – американский подход; «государство должно оставаться в стороне от бизнеса» – британский; «приказ – создавайте инновации и десять тысяч патентов» – наиболее тоталитарный подход. Мнения участников дискуссии на этот счет разделились.

По мнению Анны Мажо Креспо, управляющей по продвижению стратегических секторов (Barcelona Activa), правительство играет определенную роль в развитии инноваций.

– С 2006 года роль нашего агентства состояла в том, чтобы стимулировать компании к инновациям, но инвестиций было не так много, поэтому мы решили, что государственные закупки должны стать стимулом для развития инноваций, – сказала г-жа Креспо. – Мой ответ: да, правительство может выполнять объединяющую функцию в развитии инноваций.

Саша Хаселмайер– С одной стороны, правительственные закупки можно использовать как ресурс, – поддержал спикера Саша Хаселмайер, генеральный директор Citymart.com. – Но, например, несколько лет назад в США один город решил инвестировать 4,5 миллиона долларов в специальные программы, в частности по дорожным знакам для слепых. К сожалению, это не стало успешным проектом. В 2011 году правительство шведского Стокгольма потратило примерно такую же сумму на инвалидов – тот же результат. Но это позволило обратить внимание на проблему. На самом деле проблема в том, что можно потратить небольшие деньги и получить результат, но это редко получается.

Игорь Агамирзян– Правительство не должно конкурировать с бизнесом, – ответил Игорь Агамирзян, генеральный директор, председатель правления ОАО «РВК». – Но как это сделать – проблема. Когда государство запускает какие-то инновационные процессы, они достаточно быстро превращаются в самодостаточные сущности, которые развиваются по бизнес-законам. Любой агент государства должен уметь балансировать между правами и принципами работы государства и рыночной средой, в которой он действует. Если он игнорирует рыночную среду, он бесполезен для государства. Но если он слишком сильно в эту рыночную среду интегрируется, он зачастую оказывается неполезен для рынка. Вступая в диалог с рыночными игроками, он рискует тактическими шагами разрушить долгосрочную стратегию, которую создавали.

Как отметил И. Агамирзян, пространство вокруг инноваций сильно мифологизировано, и многие мифы уже стали привычными. Например, миф о том, что в России мало предпринимателей.

– Это неправда: у нас их столько, что еще 20 лет назад именно предприниматели смогли решить проблемы, которые правительство решало десятилетиями, – реально накормили народ, – отметил спикер. – Другое дело, что в технологическом бизнесе существуют другие правила конкуренции. Этот бизнес более сложный, высокоорганизованный. И если его развивать, то надо развивать и конкурентную среду. И это расходится с другим мифом – о создании рабочих мест, дескать, инновации уменьшают, а не увеличивают количество рабочих мест, потому что, если мы сделаем высокотехнологичный бизнес, он убьет целые отрасли промышленности. Возможно, так и было, когда 100 лет назад изобрели конвейер, который убил профессию кузнеца, а профессию машиниста убили компьютеры. Я считаю, что в России есть прекрасные истории успеха, когда поставленная правительством задача трансформируется в реальное построение бизнеса. Правильнее будет не противопоставлять понятия – стимулировать или принуждать, а посмотреть на баланс опыта и эксперимента разных стран.

Пекка СОЙНИ, Аруп ЗУТЧИ– Мы ищем в Финляндии не только способ стимулировать инновации, но и возможности, чтобы они рождались благодаря другим источникам, – сказал Пекка Сойни, генеральный директор Tekes. – Надо создавать инновационные условия – нормы, стандарты, оказывать поддержку, предлагать некий системный подход. В Финляндии сейчас формируется новая культура и мышление людей: инноваторы и предприниматели становятся популярными, как кинозвезды. Можно создать спрос на решение проблем, и правительство выступит в качестве стимулятора. Это часть создания инновационной политики. Государство может участвовать в рыночных условиях, Финляндия – небольшой рынок, но у нас хорошие условия для испытаний различных программ. Например, программа Арктического моря, куда мы приглашаем международных участников, которые заинтересованы в развитии северных морей.

Правительство должно участвовать в развитии инноваций, чтобы эта работа была стабильной. Такое мнение высказал Аруп Зутчи, президент, управляющий партнер Frost & Sullivan. По мнению спикера, правительства должны разработать инфраструктуру и сконцентрировать внимание на глобальных изменениях, будь то создание рабочих мест, решение проблемы недостатка человеческого капитала. Иными словами, правительства могли бы объединить усилия и понять, как использовать инвестиции и в какие отрасли вкладывать их в первую очередь.

Аркадий Трачук– Совершенно очевидного взгляда на то, может ли государство быть абсолютно нейтральным к инновациям, нет, – полагает Аркадий Трачук, генеральный директор ФГУП «Гознак». – Дилемма: принуждать или стимулировать – несколько надуманная. Государство должно создавать среду: технические регламенты, подходы, которые принципиально важны в будущем, для формирования позиций бизнеса, логических долгосрочных требований. Если компания заявляет, что она инновационная, то таковой она станет тогда, когда сможет продавать свою продукцию за пределами страны и будет создавать продукцию, ориентируясь на мировой рынок. Что касается принуждения, то в данном случае речь идет о подмене формой содержания, поскольку некоторые системы оценки инновационной активности необходимы, но они должны быть сбалансированы с точки зрения результативности и эффективности – какими финансовыми и человеческими ресурсами это обеспечено.

Александр ГуркоПо словам Александра Гурко, президента НП «ГЛОНАСС», применение госинструментов требуется в определенном месте и в определенное время. На примере рынка навигационных систем, который прошел несколько стадий – от хаотичности до консолидации компаний, состоявшейся не без участия государства, – очевидно, что необходимость в поддержке со стороны государства есть.

По мнению П. Сойни, философия инноваций в том, что они должны происходить постоянно, и если пропустить один год, на следующий вас ждут убытки.

Действительно, отметил А. Трачук, в русской традиции идеологически не существует разницы между новшествами и инновациями. Если инновации есть, они уже востребованы рынком, это процесс, который невозможно остановить, в противном случае есть риск не догнать тех, кто ушел вперед.

Как отметил министр Российской Федерации Михаил Абызов, в первую очередь необходимо сформировать у основных экономических игроков на российском рынке представление о том, что инновации приносят ощутимый экономический результат и помогают реализовывать их стратегии.

– Можно много говорить о том, что инновации – это хорошо, что необходимо их развивать, но пока реальный сектор не будет понимать, какую прибыль он от этого получит, как с помощью инновационных продуктов он сможет реализовать свои стратегии, он будет относиться к этому тоже как к внутреннему стартапу, пробе, началу процесса, – подчеркнул Абызов. – Проблема российского рынка заключается в том, что государство активно присутствует в экономике и уровень конкуренции крайне недостаточен. Если нет конкуренции, то и спрос на инновации остается низким. Инновации не локальная вещь – они живут только в глобальном рынке. Я считаю, что мы находимся в конце первого этапа становления инновационной политики. И пришла пора формировать повестку дня в формате «два ноль».


 

Ирина КРИВОШАПКА



 



ООО «Издательский дом «Реальная экономика»
190020, Санкт-Петербург,
Старо-Петергофский пр., 43 45, лит. Б, оф. 4н
Тел.: (812) 346-5015, 346-5016
Факс: (812) 325-2099    E-mail: info@e-c-m.ru

© 2010-2018 Журнал «Эффективное антикризисное управление. Практика»