Журнал, посвященный вопросам непрерывности бизнес-процессов,
профилактике возникновения и урегулирования кризисных ситуаций на предприятии.

Распространяется вместе с научным журналом «Стратегические решения и риск-менеджмент».



Новости

06.06.2019
«КРИПТЕН» выходит на рынок Латинской Америки

30.04.2019
Восьмая конференция «Повышение эффективности корпоративных бизнес-процессов»

24.04.2019
XVI Международный профессиональный форум "НОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ В УПРАВЛЕНИИ РИСКАМИ – СТРЕМЛЕНИЕ В БУДУЩЕЕ"

19.04.2019
Яркие идеи и надёжные технологии: «Криптен» представил защитные нити на Currency Conference

10.04.2019
На семинаре «Энергетика, экономика, общество» обсудили особенности модернизации российской энергетики

07.04.2019
Новые визуальные эффекты от «Криптен»

26.03.2019
Семинар «Энергетика. Экономика. Общество»

25.03.2019
Защитные нити НПО «Криптен» на конференции The High Security Printing

22.03.2019
Тринадцатая конференция «Корпоративные системы риск-менеджмента»

28.02.2019
VII национальная практическая конференция Внутренний контроль и аудит в России





  О журнале


  Издатель


  Подписка


  Сотрудничество


  Свежий номер


  Архив номеров

 

 

 

 

 

 

Гайдаровский форум: жесткая повестка дня

В Российской академии народного хозяйства и госслужбы искали новый вектор взаимоотношений России и мира

С 14 по 16 января 2015 года в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации состоялся шестой Гайдаровский форум – «Россия и мир: новый вектор». Его участники обсудили перспективы российской экономики в принципиально новых условиях, связанных с падением цен на нефть, международными санкциями и нарастанием внутренних структурных проблем. За три рабочих дня форума было проведено более 65 мероприятий, в которых приняли участие около семи тысяч российских и зарубежных экспертов в области экономики, политики и социальной сферы.

Очередной Гайдаровский форум оказался не менее представительным, чем предыдущие. На многочисленных панельных дискуссиях и круглых столах вновь собрались руководители федеральных и региональных органов власти, крупнейших компаний, российские и иностранные эксперты. И если год назад в центре внимания находилась проблема замедления темпов экономического роста и поиска путей «перезапуска» экономики, то в этот раз повестка мероприятия по понятным причинам оказалась куда более жесткой.

Главным событием первого дня форума стало выступление председателя правительства Российской Федерации Д. А. Медведева.

Премьер начал с заверений в том, что Россия даже в нынешних тяжелых условиях не намерена закрываться от мира и возрождать мобилизационную модель экономики. Не собирается правительство отказываться и от свободной конвертации рубля, тем более что это может привести к «проеданию» валютных резервов. По словам Медведева, в распоряжении правительства достаточно экономических механизмов для обеспечения устойчивости рубля. Он также заявил о безусловном соблюдении Россией международных обязательств государства и компаний. Последним в случае необходимости правительство окажет финансовую помощь как раз за счет накопленных резервов.

Премьер заявил, что до конца первого полугодия будут доработаны планы по импортозамещению в ряде отраслей промышленности. Некоторые меры уже действуют в оборонно-промышленном комплексе, фармацевтике, станкостроении, производстве нефтегазового оборудования. Особые надежды связаны с импортозамещением в сельском хозяйстве. Медведев напомнил, что новая редакция госпрограммы развития сельского хозяйства предусматривает оказание дополнительной поддержки производителям мяса, молока, овощей и фруктов.

Что касается поддержки промышленности, то и здесь, по мнению премьер-министра, предусмотрены все инструменты. Это, в частности, специальные инвестиционные контракты, механизмы субсидирования индустриальных парков и технопарков, а также Фонд развития промышленности, предназначенный для финансирования промышленных предприятий на предбанковской стадии. «Мы также будем наращивать поддержку несырьевого экспорта. Нам есть что предложить и в сфере информационных технологий, и в ядерной энергетике, и в авиастроении, в ракетно-космической промышленности и целом ряде других отраслей», – подчеркнул Медведев.

Выступлению Медведева предшествовала пленарная сессия «Здоровое будущее экономики», на которой выступили ключевые представители финансово-экономического блока правительства.

Заместитель председателя правительства РФ О. Ю. Голодец назвала два приоритета социальной политики на период кризиса. Прежде всего, это поддержка покупательной способности граждан с низкими доходами и семей с детьми. По мнению вице-премьера, эта категория населения является источником наиболее эффективного для национальной экономики спроса – на отечественные товары и услуги внутреннего туризма. Вторая задача заключается в целенаправленном изменении структуры занятости населения. «Меньше чем за год нужно создать институты, способствующие перетоку работников из отраслей, которые неминуемо будут сокращаться. Нужно, чтобы эти процессы шли безболезненно и люди получили новый старт», – убеждена Голодец.

Председатель правления Сбербанка России Г. О. Греф озвучил главные предпосылки сложившейся экономической ситуации: структурное замедление экономики (которое наметилось еще два года назад), обострение международной обстановки и резкое падение цен на нефть. Причем именно ухудшение нефтяной конъюнктуры сегодня становится доминирующим негативным фактором.

«Мы впервые видим, что производители нефти, несколько стран ОПЭК, занимаются не удержанием цен на нефть, а их опусканием. Непонятно, до какого уровня они могут дойти», – отметил глава Сбербанка. В то же время он выразил сомнение, что цена на нефть может держаться на уровне 40–45 долларов более года: такой уровень является весьма болезненным для целого ряда стран не только из-за проблем с бюджетом, но и из-за себестоимости добычи нефти. В России стоимость добычи составляет 45 долларов, в США – около 50, в Саудовской Аравии – около 25, в других странах ОПЭК – немногим более 40 долларов. Американские сланцевые проекты становятся нерентабельными при цене чуть менее 80 долларов за баррель.

Греф оценил потери федерального бюджета от падения цен на нефть, девальвации и рецессии в 2015 году в 3,4 триллиона рублей. Если не пересматривать расходы, придется задействовать Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, причем в таком случае их хватит не более чем на 1,5–2 года.

По этому поводу состоялась дискуссия между министром экономического развития А. В. Улюкаевым и министром финансов А. Г. Силуановым. Так, Улюкаев заявил, что бюджет сегодня защищен гораздо лучше, чем в кризис 2008 года. «При снижении цены на нефть, а следовательно, при снижении соответствующих доходов бюджета меняется ситуация с платежным балансом, меняется ситуация на внутреннем валютном рынке, и режим плавающего курса позволяет выравнивать эти соотношения. С точки зрения бюджета неважно, сколько стоит нефть в долларах, а важно – сколько в рублях», – отметил министр. По его мнению, в этих условиях правительство может себе позволить проведение относительно мягкой фискальной политики – иными словами, отказаться от сокращения расходных обязательств. «Легче всего сократить производительные расходы бюджета – то, что связано с экономикой, и гораздо труднее – социальные и оборонные обязательства. Если начнем сокращать, получим структуру бюджета, в которой производительные расходы (которые и так невелики) фактически обнулятся. Это очень опасно с точки зрения будущей налогооблагаемой базы», – заявил Улюкаев.

Министр финансов России высказал противоположную точку зрения. По его оценке, при средней цене на нефть в 50 долларов потери федерального бюджета составят около 3 триллионов рублей. У правительства возникнут и сложности с поиском источников финансирования дефицита бюджета. «Мы не можем тратить столько же, сколько планировали ранее, при прогнозном росте экономики более 1% и цене на нефть 100 долларов. Такая политика приведет к раскручиванию инфляционной спирали», – подчеркнул Силуанов. Даже принятое правительством решение о сокращении бюджетных расходов на 10% позволит сэкономить лишь 1 триллион рублей, чего явно недостаточно. Глава Минфина напомнил, что в текущем варианте закон о федеральном бюджете предусматривает рост расходов на 11,7%. Таким образом, можно не «резать» расходы как таковые, а снизить этот прирост хотя бы до уровня 5%.

Разговор о балансе денежной и фискальной политики продолжился на круглом столе «Финансовая политика в новых условиях: нормализация или дестабилизация».

Председатель Комитета Государственной думы по бюджету и налогам А. М. Макаров подверг критике действия правительства, направленные на борьбу с кризисом. «Когда тяжелые решения принимает Центробанк, понятно, какие цели он преследует. При этом ясно, что только средств кредитно-денежной политики недостаточно. Возникает вопрос: чего хочет правительство? Мы все время слышим, что санкции дают нам возможность перестроить экономику. Но что мешало заняться этим раньше? Ведь всем давно понятно, что наша экономическая модель себя исчерпала», – заявил депутат. По его мнению, правительство неправильно работает над сокращением неэффективных расходов. «Все госпрограммы в прошлом году были утверждены за 45 минут – вот качество их обсуждения и качество самих программ!» – добавил Макаров.

Председатель Счетной палаты РФ Т. А. Голикова заявила, что в первом квартале 2015 года целесообразнее всего было бы не предпринимать никаких решительных шагов по корректировке бюджета. Для этого у правительства есть определенный ресурс. Так, оперативные данные об исполнении бюджета 2014 года показывают наличие дополнительных доходов в размере 228 млрд руб. и недовыполненных расходов в объеме около 156 млрд руб. Следует учитывать и традиционную нерасторопность главных распорядителей бюджетных средств: как правило, они начинают конкурсные процедуры, необходимые для освоения финансирования, только к концу первого квартала. По мнению Голиковой, правительству необходимо воспользоваться этой передышкой, чтобы получить более объективные данные об итогах социально-экономического развития в 2014 году и определиться со своими приоритетами на 2015 и последующие годы.

Председатель Счетной палаты назвала «методологической ошибкой» решение о десятипроцентном секвестре бюджета. «Всем участникам бюджетного процесса предложено перераспределить оставшиеся 90% так, как они это видят. Но любое перераспределение даже при равномерном сокращении расходов должно быть соотнесено с программой правительства, с теми приоритетами, которые оно ставит для выхода из сложившейся ситуации», – пояснила Голикова.

Заместитель министра финансов России А. В. Моисеев, напротив, убежден, что одинаковое для всех сокращение бюджета – эффективная мера. «Главные распорядители лучше знают, где у них лежат лишние деньги. Им это виднее, чем нам. Если мы начнем ввязываться в дискуссии о приоритетах, о том, кто именно и что именно должен сократить, мы в итоге придем к увеличению бюджетных расходов. Такой опыт у нас уже есть», – отметил замминистра.

Что касается мер по стимулированию экономического роста, то, по словам Моисеева, рыночная экономика не предполагает распределения государственных ресурсов для помощи всему и всем. Речь может идти лишь о точечной поддержке отдельных очагов экономики, в которых рынок не работает. «Раз у нас больше нет внешнего ресурса в виде высоких цен на нефть, встает вопрос выбора оптимальной комбинации денежно-кредитной и бюджетной политики. На мой взгляд, следует стремиться к низкой инфляции и насыщению экономики достаточным количеством ресурсов, которые могли бы перераспределяться через институт финансовых рынков. Это достигается комбинацией жесткой бюджетной и мягкой денежно-кредитной политики», – полагает Моисеев. Он отметил, что Россия, в отличие от других нефтяных экспортеров, производит массу разнообразной продукции: при правильном соотношении издержек, валютного курса и банковских ставок она вполне может стать конкурентоспособной.

Первый заместитель председателя Центробанка РФ К. В. Юдаева пообещала, что денежно-кредитная политика будет смягчена, однако только после снижения инфляционных ожиданий. По итогам 2014 года инфляция достигла 11,4%, в то время как Центробанк намерен стабилизировать ее на уровне 8–10% в 2015 году, а к 2017 году дойти до ранее продекларированного уровня в 4%.


 

Марк ЦУЦИЕВ



 



ООО «Издательский дом «Реальная экономика»
190020, Санкт-Петербург,
Старо-Петергофский пр., 43 45, лит. Б, оф. 4н
Тел.: (812) 346-5015, 346-5016
Факс: (812) 325-2099    E-mail: info@e-c-m.ru

© 2010-2018 Журнал «Эффективное антикризисное управление. Практика»