Журнал, посвященный вопросам непрерывности бизнес-процессов,
профилактике возникновения и урегулирования кризисных ситуаций на предприятии.

Распространяется вместе с научным журналом «Стратегические решения и риск-менеджмент».



Новости

06.06.2019
«КРИПТЕН» выходит на рынок Латинской Америки

30.04.2019
Восьмая конференция «Повышение эффективности корпоративных бизнес-процессов»

24.04.2019
XVI Международный профессиональный форум "НОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ В УПРАВЛЕНИИ РИСКАМИ – СТРЕМЛЕНИЕ В БУДУЩЕЕ"

19.04.2019
Яркие идеи и надёжные технологии: «Криптен» представил защитные нити на Currency Conference

10.04.2019
На семинаре «Энергетика, экономика, общество» обсудили особенности модернизации российской энергетики

07.04.2019
Новые визуальные эффекты от «Криптен»

26.03.2019
Семинар «Энергетика. Экономика. Общество»

25.03.2019
Защитные нити НПО «Криптен» на конференции The High Security Printing

22.03.2019
Тринадцатая конференция «Корпоративные системы риск-менеджмента»

28.02.2019
VII национальная практическая конференция Внутренний контроль и аудит в России





  О журнале


  Издатель


  Подписка


  Сотрудничество


  Свежий номер


  Архив номеров

 

 

 

 

 

 

Бизнес-образование: готовые модели или собственный опыт

Эксперты обсудили, в чем особенности работы бизнес-школ в «динамично развивающихся обществах»

Несколько лет назад исследователи бизнес-школы из Южной Африки South African scholars from Gordon предложили новый термин – «динамично развивающиеся общества». С тех пор он часто звучит на конференциях стран с переходной экономикой. В том числе на конференциях по бизнес-образованию CEEMAN, бизнес-школ СНГ, БРИКС, Евразийского таможенного союза. Деканы школ бизнеса из стран с «динамично развивающимися обществами» убеждены, что локальные модели менеджмента и особенности ведения бизнеса в данной группе стран очень похожи. Эту интересную тему обсудили на экспертной дискуссии «Бизнес-образование в «динамично развивающихся обществах» («dynamic societies»): идентификация управленческих моделей и возможностей сотрудничества» в рамках Гайдаровского форума-2015.

Не копировать опыт, а делиться собственным

Приветствуя докладчиков, генеральный директор Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО), декан Международной школы бизнеса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Наталья Евтихиева отметила, что к участию в дискуссии приглашены представители разных стран: России, Казахстана, Словении, Великобритании, Бразилии, Белоруссии, Латвии и Болгарии.

Модератор акцентировала внимание на том, что до сих пор термин «динамично развивающиеся общества» вызывает вопросы, поэтому его решили вынести на экспертное обсуждение в рамках форума.

Проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС, президент Российской ассоциации бизнес-образования Сергей Мясоедов добавил, что в мире действительно существует некая группа стран, которая не очень хорошо вписывается в традиционную систему классификации.

– В нашем динамичном мире показатели экономического роста меняются слишком быстро, да и в бизнес-среде – сплошная волатильность. Появляются новые страны, которые показывают более высокую динамику развития, чем узкая группа стран БРИКС, и к ним оправданно применить емкий термин «dynamic societies», хотя он пока не является общепризнанным, – отметил докладчик.

По его мнению, бурный процесс изменений, происходящий в динамично развивающихся обществах, необязательно должен быть одновекторным, приводящим от регресса к прогрессу. Он может двигаться в одном направлении, затем в другом, потом вновь изменить вектор. Очевидно, что такие общества характерны для стран с высокой степенью волатильности и адаптации бизнеса к условиям внешней среды.

Эксперт рассказал о том, что периодически представители бизнеса других стран, работающие в России, просят отечественные бизнес-школы подготовить определенную учебную программу, провести консультирование с участием зарубежных менеджеров или экспатов.

– Дело в том, что многие из тех, кто уехал за рубеж, по возвращении на родину признаются, что выпали из понимания деловой среды, не чувствуют пульса бизнеса. Когда к нам обращаются представители бизнеса других стран, мы стараемся им помочь, но всегда возникает вопрос об особенностях и специфике ведения бизнеса в конкретной стране или группе стран, и чувствуется острая потребность в обмене опытом со странами, объединенными термином dynamic societies. Нам необходимо оценить возможности консолидации усилий для совместных исследований, обмена педагогическими кадрами, ведь бизнес нуждается в высококлассных специалистах-практиках. Если мы объединим усилия для исследований в пользу наших стейкхолдеров, бизнеса, думаю, услуги отечественных бизнес-школ будут более ценны и востребованы, – отметил он.

Гостья из Словении – ректор школы менеджмента IEDC-Bled, президент СЕЕМАН Даница Пург согласилась с коллегой, добавив, что у стран с динамично развивающимся обществом есть возможность стать самыми инновационными и передовыми.

– Двадцать лет назад мы во многом копировали опыт других стран, в частности США. А сейчас готовы обмениваться своим собственным, – заверила она. – Словения – достаточно развитая страна. При этом некоторое время назад наша экономика несколько упала, но вскоре вновь начался подъем. Эта волатильность вполне типична для подобных экономик. Еще одна общая черта – наличие активного и развитого интеллектуально молодого поколения, которое открыто ко всему новому, готово дальше учиться и менять мир в лучшую сторону. Именно за такой молодежью – будущее наших обществ.

По словам Даницы Пург, у динамично развивающихся обществ нет закоренелых традиций по управлению бизнесом. Это позволяет применять более инновационные подходы и не бояться перемен.

– Я считаю большим преимуществом отсутствие устаревших традиций, поскольку появляется возможность идти по своему пути, не повторяя чужих ошибок. При этом мы не перестаем учиться у других стран, ведь перед нами стоят общие задачи, и совместными усилиями можно сделать многое. Мы не боимся рисковать, потому что у нас есть поддержка других динамично развивающихся обществ, – сказала эксперт.

Представитель Белоруссии – генеральный директор бизнес-школы ИПМ Павел Данейко подчеркнул, что, безусловно, есть плюсы в том, что традиции формируются на глазах очевидцев, есть потенциал для бурного роста, но в то же время велика вероятность повторения ошибок, которые развитые страны уже преодолели. Поэтому в части отсутствия традиций в dynamic societies не все однозначно.



Неординарное мышление и творческий подход

Своим видением динамичных обществ поделился и ректор Международной академии бизнеса в Казахстане, президент КАМАН Асылбек Кожахметов.

– История развития западных обществ схожа с путешествием корабля в океане: несмотря на бури и штормы, вектор направления и техника безопасности при чрезвычайных ситуациях понятны. В то же время dynamic societies я бы сравнил с экстремальным рафтингом по горной реке, который в результате все равно приведет путешественников в известный океан. Однако перед этим им придется бороться со стихией не на жизнь, а на смерть без каких-либо инструкций, – подчеркнул специалист.

Говоря о бизнес-образовании в динамично развивающихся обществах, он отметил, что, хотя в их экономике регулярно происходят изменения, бизнес-школы все равно передают знания слушателям, хотя этот процесс больше похож на починку самолета в процессе его полета.

Также докладчик акцентировал внимание на том, что часть стандартов аккредитации бизнес-школ, которые были разработаны на Западе, не совсем подходят к специфике ведения бизнеса в dynamic societies, к которым в том числе относится Казахстан и часть азиатских государств.

– В скором времени будет разработан новый, азиатский стандарт аккредитации, который, вероятно, будет больше подходить и для специфики Казахстана, – пояснил Асылбек Кожахметов.

По его мнению, основной целью бизнес-образования в динамично развивающихся странах является выход на уровень общемировых стандартов. Более того, он видит необходимость в создании школ для преподавателей в рамках Евразийского экономического союза.

А ректор Рижской международной школы экономики и делового администрирования Ирина Сенникова призвала развивать интеллектуальное предпринимательство, когда бизнес строится на знаниях, а компании работают в инновационной среде. Она также подчеркнула, что из-за постоянных изменений – политических, экономических, социальных – многим бизнес-школам приходится работать в условиях неопределенности.

Кроме того, Ирина Сенникова считает, что студенты, проходящие обучение по бизнес-программам и готовящиеся выйти на рынок, должны быть способны к креативности, инновационному мышлению.

– Сейчас мы работаем с новым поколением студентов, которые постоянно находятся в виртуальной среде, в частности социальных сетях. В реальной жизни их считают замкнутыми, малообщительными, однако это далеко не так. Они легко отзываются на социальные несправедливости, готовы к благородным поступкам, охотно общаются и делятся опытом. Более того, они легко усваивают информацию, неординарно мыслят и могут внести заметный вклад в развитие бизнеса, – считает эксперт.

Многие участники дискуссии говорили о необходимости сотрудничества с динамично развивающимися обществами и использования возможностей обучения.

– В условиях постоянных изменений люди нуждаются не только в разноплановом образовании, но и в творческом, многовекторном, комплексном подходе, – подвела итог обсуждению Даница Пург.



Фото пресс-службы РАНХиГС


 

Елена ВОСКАНЯН



 



ООО «Издательский дом «Реальная экономика»
190020, Санкт-Петербург,
Старо-Петергофский пр., 43 45, лит. Б, оф. 4н
Тел.: (812) 346-5015, 346-5016
Факс: (812) 325-2099    E-mail: info@e-c-m.ru

© 2010-2018 Журнал «Эффективное антикризисное управление. Практика»