Журнал, посвященный вопросам непрерывности бизнес-процессов,
профилактике возникновения и урегулирования кризисных ситуаций на предприятии.

Распространяется вместе с научным журналом «Стратегические решения и риск-менеджмент».



Новости

19.11.2019
«Управленческие науки»-2019: на пути к устойчивому развитию

15.11.2019
«Криптен» создал двухстороннюю голограмму для полимерной банкноты

08.11.2019
Программный комитет подвел итоги XVIII Общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах городах России: национальные цели и эффекты для территорий»

30.10.2019
Государство и бизнес: поиск баланса

29.10.2019
Национальные цели и эффекты для территорий

29.10.2019
Завершился первый день «Форума стратегов – 2019»

21.10.2019
В пресс-центре МИЦ «Известия» пройдет пресс-конференция по теме «Национальные цели и эффекты для регионов»

19.10.2019
Национальные проекты, цифровизация и развитие территорий: мероприятия Центра стратегических разработок на Форуме стратегов 2019

18.10.2019
Круглый стол «Стратегический мастер-план на часть внутригородской территории – новый инструмент территориального стратегирования»

17.10.2019
«Криптен» создал голограммы нового поколения для ID-карт





  О журнале


  Издатель


  Подписка


  Сотрудничество


  Свежий номер


  Архив номеров

 

 

 

 

 

 

Территории опережающего развития: придется запастись терпением

C 1 января 2016-го в качестве исключения введена возможность создания территорий опережающего развития в закрытых административных территориальных образованиях и моногородах

Сегодня между субъектами Российской Федерации идет негласная внутренняя конкуренция: регионы заинтересованы в создании лучших условий для привлечения инвесторов. Особенно непросто приходится моногородам, где исторически сложившаяся зависимость от одного крупного предприятия существенно влияет на экономику самого города и региона в целом. Чтобы привлечь дополнительные средства в инвестиционно непривлекательные территории, которые зачастую находятся на большом отдалении, имеют ряд логистических и инфраструктурных ограничений, государство задумалось о необходимости неких эксклюзивных условий и механизмов. Один из них – создание территорий опережающего социально-экономического развития. Между тем определить необходимые условия для запуска и успешной реализации подобных проектов – задача нетривиальная: просто создать площадку и надеяться, что инвесторы придут сами, в настоящее время не приходится. Об этом говорили во время экспертной дискуссии «Инвестиции в новые промышленные точки роста: будущее территорий опережающего развития (ТОР) в моногородах и ЗАТО», которая состоялась в рамках Гайдаровского форума-2016.

Эксклюзивный инструмент

Заместитель министра экономического развития Российской Федерации Александр Цыбульский акцентировал внимание на том, что, согласно законодательству, прежде всего, территории опережающего социально-экономического развития должны были создаваться в Дальневосточном федеральном округе, а с 2018 года и в других субъектах страны. Однако с 1 января 2016-го в качестве исключения введена возможность создания ТОРов в закрытых административных территориальных образованиях (ЗАТО) и моногородах.

– Данный механизм стал модным – все хотят создать ТОРы, причем не только в моногородах, – говорит Цыбульский. – Некоторое время назад шла дискуссия о снятии временных ограничений, чтобы не с 2018 года, а уже сейчас иметь возможность создавать ТОРы по всей стране, но эта инициатива не была поддержана, что, в общем-то, правильно – инструмент изначально предназначался именно для ускоренного развития Дальневосточного федерального округа. Сегодня, что касается моногородов, ТОРы могут создаваться только в моногородах с наиболее кризисной ситуацией, входящих в первую группу. Докладывая о текущей ситуации с моногородами в конце прошлого года на совещании первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова, мы пришли к выводу, что вместо стимулирования сокращения количества кризисных моногородов, добились обратного: губернаторы и главы субъектов стремятся, чтобы представляемые ими муниципальные образования или моногорода попали в первую кризисную группу, которая имеет поддержку.

Сейчас, по словам Александра Цыбульского, в разработке инициатива по отмене категорийности и переходу к ранжированию городов с точки зрения их социально-экономического состояния. Словом, поддержка будет оказываться по потребности.

– Важно понимать, что ТОР – инструмент эксклюзивный, предполагающий большое количество налоговых льгот, снижение социальных выплат во внебюджетные фонды, и нужно относиться аккуратно к созданию большого количества таких площадок, – считает представитель Минэкономразвития. – Любой эксклюзивный или льготный режим, предоставляемый инвестору, имеет свою ценность, когда является штучным. Также не нужно становиться заложниками ожидания быстрых результатов: чтобы увидеть реальный эффект, придется запастись терпением.

Александр Цыбульский упомянул, что отбор территорий проводит специальная межведомственная комиссия. Процедура отбора представляет собой двухэтапный подход: с одной стороны, задействована межведомственная комиссия, действующая при Минэкономразвития, с другой – рабочая группа по поддержке моногородов при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции.



«Головная боль» или неиспользованная возможность?


Инициатором состоявшейся дискуссии выступила Томская область – один из преуспевающих регионов в вопросах развития территорий опережающего развития. Глава области Сергей Жвачкин предложил коллегам «сверить часы».

– Сегодня к закрытым административно-территориальным образованиям отношение двойственное. Принято считать, что ЗАТО – это «головная боль», сопряженная со снижением производственных заданий, уменьшением государственного финансирования, проблемами с людьми. Если и дальше будем относиться к ЗАТО как к головной боли, то не вылечим ее, а, скорее, усилим. Надо понимать, что это неиспользованная возможность для государства создать и развить новые высокотехнологичные производства, – считает губернатор Томской области. – В то же время я опасаюсь уравниловки и категорически с ней не согласен. Много говорится о необходимости создания промышленных парков и свободных экономических зон по всей стране, но везде ли требуются эти механизмы, будет ли от них реальная польза? Да, оправдано создание ОЭЗ в Красноярске, где есть ученые, производство, уникальные разработки. Но зачем подобные зоны в регионах, которые не могут похвастаться такими условиями? То же касается и территорий опережающего развития – действительно ли необходимо распространять этот механизм на все ЗАТО – вопрос открытый, ведь ТОР должен стать точкой роста региона, а не пустой тратой времени и денег.

Сергей Жвачкин рассказал о проекте создания в ЗАТО Северск территории опережающего развития, который является частью федерального проекта «ИНО Томск» и направлен на развитие в регионе высокотехнологичных производств. Северская ТОР будет специализироваться на химических технологиях: в ЗАТО создадут производства металлического бериллия, диоксида титана, субстанций гепарина, ионнообменных смол, готовых лекарственных форм и другие.

Данный проект привлекателен для частных инвесторов: наличие в Северске свободных земельных участков и мощностей – весомое конкурентное преимущество, позволяющее планировать работу по привлечению дополнительных резидентов начиная с этого года.

Также Сергей Жвачкин внес несколько предложений в повестку совместных работ на 2016 год. Губернатор призвал уделить пристальное внимание проработке вопроса об использовании земельных участков, находящихся в федеральной собственности, при создании ТОРа в ЗАТО госкорпорации «Росатом», в том числе земельных участков, которые находятся в ведении градообразующего предприятия. Еще одно предложение связано с наделением «Росатома» полномочиями по сопровождению всех этапов реализации ТОРов в закрытых городах.

– Создание территорий опережающего развития в закрытых административных территориальных образованиях и моногородах – наша общая задача, успех которой зависит в том числе от совместной маркетинговой стратегии, – резюмировал спикер.

Коллегу поддержал глава Красноярского края Виктор Толоконский:

– От успеха и качества реализации политики ТОРов будет зависеть многое и в региональной политике. Если к этому добавить, что у нас, на мой взгляд, не очень убедительно получилось с особыми экономическими зонами, к проекту территорий опережающего развития требуется качественный системный подход без излишней бюрократии. Сама по себе политика налоговых льгот на определенных территориях ускоряет инвестиционный процесс крайне слабо. Для инвесторов налоговые льготы сегодня далеко не главная мотивация. Если десять лет назад была уверенность: достаточно построить площадку, и инвесторы выстроятся в очередь, то сейчас понимаем, что инвесторы вряд ли возьмутся извне, нужно договариваться с ними в ручном режиме. При этом важно очень точно оценить среду: научную, исследовательскую, интеллектуальную, профессиональные кадры – в совокупности это больший стимул для инвесторов, чем налоговые льготы. Все-таки во главе угла должна быть эффективность. Необходимо повысить мотивацию регионов к развитию. Там, где можно децентрализовать принятие решений по применению инструментов инвестиционного развития, надо это делать. Причем данный процесс не должен превратиться в очередной элемент господдержки. Это может быть магистральная, очень системная пространственная региональная политика государства, направленная на экономический рост, повышение эффективности экономики и ускоренного развития регионов.

Большие надежды на территории опережающего развития возлагает Ростовская область. Заместитель губернатора Ростовской области Юрий Молодченко сообщил, что в аппарат правительства поданы документы по моногороду Гуково, который, возможно, станет одним из первых ТОРов – осталось дождаться выхода соответствующего постановления.

– Мы поддерживаем необходимость снятия категорийности моногородов. У нас три специфичных – шахтерских – моногорода. В Гуково в последние годы численность сотрудников шахт и градообразующих предприятий заметно упала. Результат – сложная социально-экономическая ситуация. Однако мы называем эту территорию не депрессивной, а территорией развития, – уточнил Молодченко. – Гуково – небольшой город с населением 65 тысяч человек, и многие трудоспособные, активные граждане, не имея возможности устроиться на работу здесь, вынуждены уезжать в другие субъекты страны. Поэтому для нас важны такие механизмы, как промышленные парки, территории опережающего развития – благодаря им планируем создать новые рабочие места.

Первый заместитель министра экономического развития Челябинской области Ирина Акбашева заметила, что новый инструмент – создание территорий опережающего развития дал стимул работе с внутренними инвесторами и возможность заинтересовать их в развитии своей территории.

– Мы направили в Минэкономразвития пакет заявок по трем ЗАТО, каждая из которых имеет свою специализацию: Снежинск специализируется на продукции для нефтегазового и энергетического секторов, Озерск – на новых технологиях и материалах, Трехгорный – на станкостроении, точном машиностроении. Для нас важно не потерять имеющийся потенциал и желание инвесторов вкладывать средства, ведь привлечь их на закрытую территорию непросто, – резюмировала Акбашева.

Первый заместитель председателя правительства Свердловской области – министр инвестиций и развития Свердловской области Алексей Орлов добавил, что создание ТОРа – один из эффективных механизмов привлечения реальных инвестиций в развитие муниципалитетов региона. Орлов отметил: ускорение процесса создания подобных территорий позволит уже в этом году начать работу с потенциальными резидентами по реализации первых инвестиционных проектов, что даст новый импульс для развития муниципальных образований.



Ключевой элемент

– Территории опережающего социально-экономического развития – это ключевой элемент поддержки развития ЗАТО атомной промышленности, – подчеркнул заместитель начальника Управления по работе с регионами государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Карен Малхасян.

По его словам, предпосылки создания ТОРа в ЗАТО обусловлены модернизацией производства в атомной отрасли: повышается производительность труда и квалификация персонала, тем не менее сохраняется тенденция увеличения числа высвобождаемых работников. Кроме того, наблюдается компактизация производства – освобождаются существенные инфраструктурно подготовленные площади, которые можно использовать в дальнейшем.

– В прошлом году совместно с партнерами и коллегами мы разработали десять концепций создания ТОРов в ЗАТО. Это около 170 проектов, в 44 из них средства будет вкладывать госкорпорация «Росатом», – сообщил спикер, отметив, что в инфраструктуру требуются достаточно низкие вложения, поскольку площадки уже подготовлены. При этом каждый ТОР имеет свою специализацию, связанную с базовым производством. Таким образом, удастся достичь ожидаемых результатов: трудоустроить высвобождаемых работников, компенсировать дефицит инвестиционного ресурса для реализации новых проектов, выйти на новые рынки и поддержать политику импортозамещения.

Между тем большинство проектов, предлагаемых в ТОРах, без специальной поддержки, скорее всего, не были бы реализованы – инвестресурса госкорпорации не хватает для их запуска.

Итог дискуссии подвел модератор, советник президента Фонда «Центр стратегических разработок» Дмитрий Санатов, заметивший, что хотя ТОР и является новым механизмом, но уже выявил слабые места и если не разобраться со старыми проблемами, новые инструменты всегда будут буксовать.

Фото автора

 

Елена ВОСКАНЯН



 



ООО «Издательский дом «Реальная экономика»
190020, Санкт-Петербург,
Старо-Петергофский пр., 43 45, лит. Б, оф. 4н
Тел.: (812) 346-5015, 346-5016
Факс: (812) 325-2099    E-mail: info@e-c-m.ru

© 2010-2018 Журнал «Эффективное антикризисное управление. Практика»